Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №15"

Адрес299014, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, пр. Героев Сталинграда, д. 31

Контакты администрации +7(8692)42-04-94 sevastschool15@yandex.ru

Литературное чтение

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий останется прежним:понедельник,вторник,четверг,пятница. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного выполнения. Прошу присылать ответы на вопросы и задания на мой адрес электронной почты svetlana-zadoroj@bk.ruЧтобы ответы не потерялись, указывайте в теме письма ФАМИЛИЮ ученика. 

С уважением,  Светлана Валерьевна

Дата

 

06.04. 

Тема урока

Б. Шергин "Собирай по ягодке-наберешь кузовок"

Материал для изучения

выразительно читать с.124-128

07.04.

А. П. Платонов " Цветок на земле"

с.129-135 читать вслух,значение непонятных слов посмотреть в толковом словаре

09.04.

А. П. Платонов " Цветок на земле"

с.129-135  повторить содержание произведения,прочитать по ролям разговор деда и Афони

10.04.

А. П. Платонов

"Еще мама"

1.Знакомство с биографией писателя. 
2. Чтение произведения.

3. Словарная работа

13.04.

А. П. Платонов

"Еще мама"

1.Выразительное чтение текста.Деление на части,озаглавить их.Прочитать диалог"Мама провожает сына в школу"по ролям! 

2. Выборочное чтение:

-Что приключилось с Артемом по дороге в школу?  ФИЗПАУЗА 

Упражнение «Любопытная Варвара»

Цель: расслабление мышц шеи.

и) У ч и т е л ь. Поверните голову влево, постарайтесь это сделать. так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые.. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево..

Смотрит вправо...

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена

И расслаблена.

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

3. Составить синквейн -описание мамы мальчикам.Девочкам-составить синквейн -описание учительницы.

УЧИТЕЛЬНИЦА-её имя

два прилагательных-её описание

три глагола её- действия

Фраза по тексту из 3-4 слов

 Слово-синоним,как вывод.

4. ПОДУМАЙТЕ... С каким произведением можно сравнить этот рассказ?

-В чём сходство,а в чём-различие?

5.Напишите мини-сочинение"Первый день в школе"(5-7 предложений)

6.Перескажите текст от лица Артема,мамы,учительницы!Закончить урок хочу притчей

Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи.

 

    И сказала первая фея: "Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети". (что хотела сказать эта фея?

    И сказала вторая фея: "Ты будешь, красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания дарить свое сердце детям". (что хотела сказать эта фея?)

   

  И сказала третья фея: "Ты будешь, бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках". (что хотела сказать эта фея?)

 

Но тут к колыбели спустилась четвертая фея, злая, и мрачным голосом проверещала: Но ты вечно будешь проверять тетради, рабочий день твой будет 8 часов до обеда и 8 часов после, все мысли твои будут в школе, и только о школе и никогда ты не успокоишься. Так что выбирай, пока не поздно!

Учитель: Поздно, эта фея всегда является слишком поздно, и те учителя, которые решили связать свою жизнь со школой, с детьми, никогда не изменят этой прекрасной профессии.

Удачи ВАМ,мои дорогие!

14.04.

М.М.Зощенко "Золотые слова"

Речевая разминка

- Ребята, чтобы настроиться на хорошую работу, сейчас мы с вами проведём разминку.

- Прочитайте скороговорку.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

- Теперь прочитаем хором по слогам.

- Теперь прочитаем целыми словами в среднем темпе.

- А сейчас прочитаем быстро.

- А кто может прочитать очень быстро?

  • Объясните смысл скороговорки. Почему именно сороки?
  • Биография М.Зощенко

    Михаил Михайлович Зощенко (1894— 1958) родился в семье художника. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на юридиче­ский факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошел на фронт, дослужился до штабс-капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии).

    Новая война — Гражданская — позвала Михаила добровольцем в Красную Армию. Он провоевал всего год, снова демобилизовался. Кем только не пришлось ему работать после войны: сапожником, телефони­стом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актером...

    Но всю жизнь он стремился к литературе. «Цель жизни — найти при­звание», — говорил он. Его призванием стала литература. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

    В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко. Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более полувека назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней...
  • Чтение рассказа вслух,с переходом на чтение про себя. с.144-152 учебника.

    Словарная работа

    Перед чтением рассказа, проведем словарную работу.

    — Прочитайте слова. Объясните их значение.

    Прельщала — стала для кого-нибудь заманчивой, приятной.

    Соблазн — искушение, приманка, нечто влекущее.

    Угореть — отравиться угаром; потерять соображение.

    Развязно — излишне свободно и непринужденно в обращении с другими.

    Абсурд — нелепость, бессмыслица.

    Раскаяться - сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, испытывать сожаление об этом.

  • Чтение рассказа выразительно с.144-152 ,ответы на вопросы с .153
  • прослушать

    Аудиосказка Лёля и Минька. Золотые слова. Михаил Зощенко.

16.04.

М.М.Зощенко "Золотые слова" "Великие путешественники"

Ребята, сегодня у нас урок – знакомство с новым произведением замечательного писателя М. М. Зощенко

Посмотрите видео https//youtu.be/Oh5ujPzn2UU?t=88

1.Выразительное чтение произведения с.154-163

 Вам предстоит прочитать 1 часть рассказа М. Зощенко «Великие путешественники».Читать вы должны очень внимательно, чтобы после чтения вы смогли ответить на вопрос. Норматив скорости чтения: 3 минуты на страницу. 

2. Работа по содержанию

  1. Что узнал Минька из слов Степки? 
  2. С кем Степка хотел пойти в кругосветное путешествие? 
  3. Почему он не хотел брать с собой Миньку? 
  4. А почему все-таки Степка взял его? 
  5. Найти и прочитать: О чем Степка сказал на собрании путешественников?
    1. Чего опасалась Леля во время путешествия? 
    2. И как эти слова характеризуют Лельку? 
    3. Сколько денег взяли с собой путешественники ? 
    4. На покупку каких продуктов нужны были деньги путешественникам?

    10.Что взяли с собой в кругосветное путешествие дети?

    Самостоятельная работа в тетради по чтению.

     «Сам себе писатель». Вы  должны  придумать свой рассказ на тему «Когда я вырасту большой» о путешествии. 

17.04.

М.М.Зощенко "Великие путешественники"

Прослушать урок 56 на портале РЭШ и выполнить задания.

Учебник ,с.163-164 ответы на вопросы.

Составьте план и перескажите эту историю.

20.04.

Н. Носов "Федина задача"

- Что вы помните о Н.Н. Носове? А почему он стал писать для детей смешные рассказы.

- Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети.

Я приготовила 3 вопроса, которые вам помогут. 

  1. Самый знаменитый житель цветочного города 
  2. В каком рассказе мальчик Мишка, вскопал огород ночью, чтобы получить флажок? 
  3. Герой этого рассказа Бобка из-за порванных штанов научился сам пришивать пуговицы. 
  4. Кто автор всех этих рассказов и героев?
  5. Работа с учебником с.164-169 выразительно читать
  6. Повторное чтение произведения.Читаем самые интересные эпизоды рассказа.
  7. Ответь на вопросы с.169
  8. Найди и прочитай другие рассказы Н. Носова.

21.04.

Н. Носов " Телефон"

  • Ребята, начинаем урок литературного чтения.  И, как всегда, настроимся на хорошую и плодотворную работу.
  • Давайте знакомые книжки откроем,
    И снова пойдём от страницы к странице.
    Всегда ведь приятно с любимым героем
    Опять повстречаться, сильней подружиться.
    Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
    Пускай и с героем отлично знакомы.
    И чем там закончится – тоже известно.
    Хорошие книжки всегда интересны.
    Пусть подождут компьютеры,

Пусть отдохнут компьютеры
От вас, а вы – от них
Среди прекрасных добрых книг.

Вспомните о жизни и творчестве Н .Носова

Викторина:

- Где и когда родился Н.Н.Носов?

(Носов родился в Киеве 23 ноября 1908 года.)

- Какие профессии освоил Носов, прежде чем стал писателем? (Продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возил брёвна, косил траву).

- Где учился Носов? (В Институте кинематографии в Москве) Какую получил профессию? (Режиссёр)

- Как назывался первый рассказ Носова, когда и где он был напечатан?

(Рассказ «Затейники» напечатан в журнале «Мурзилка» в 1938 г.)

 В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбтельством, электротехникой, фотографией. Носов был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил муль-типликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы.

 

1.Работа над произведением Н. Носова «Телефон».

  • Откройте учебники с.170-172
  • Чтение рассказа вслух с выражением

а)Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок о том, как у ребят появился телефон.

б)Чтение диалога в лицах.

- Прочитайте диалог мальчиков в лицах.

2.Повторение правил пользования телефоном.

- А какие правила пользования телефоном вы знаете?

Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону.

Физкультминутка

Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ног (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло*) другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох _пауза, выдох — пауза.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание на напряженные и расслабленные мышцы ног.

Снова руки на колени,

А теперь немного лени...

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело...

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко..

Продолжаем работу над произведением.

На платформе РЭШ прослушайте УРОК № 58,выполните задания к тексту.

- Найдите и прочитайте до конца рассказ  Николая Носова «Телефон».

- Подберите пословицы о дружбе.               

 

                   

23.04.

 Обобщение по разделу "Собирай по ягодке-наберёшь кузовок"

 

 

 1.Соотнеси название произведения с фамилией автора, который его написал.

В.Ю.Драгунский

«Телефон»

М.М.Зощенко

«Друг детства»

Н.Н.Носов

«Золотые слова»

  1. Из какого произведения эти слова: «Цветок этот – самый великий труженик, он из смерти работает жизнь».

А.   А.П.Платонов «Цветок на земле»

Б.   Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

В.   М.М.Зощенко «Золотые слова»

 

  1. Запиши название произведения, из которого мы узнали пословицу «Работа любит на молодца, а незалёжливого».

__________________________________________________________

  1. Рассказы какого автора из прочитанного раздела, можно назвать юмористическими?

А.  Н.Н.Носова

Б.  А.П.Платонова

В.    Б.В.Шергина

  1. Выбери пословицу, которая, по своему содержанию соответствует содержанию рассказа М.М.Зощенко «Великие путешественники».

А.  Не топор тешет, а плотник.

Б.  Дурная голова ногам покоя не дает.

В. Куда ветер дует, туда его и несет.

  1. Подчеркни фамилию писателя, который написал рассказ «Телефон»?

А.   В.Ю.Драгунский

Б.   М.М.Зощенко

В.   Н.Н.Носов

  1. * Определи название произведения, которое отражает главную мысль, выраженную в заглавии текста.

А.   Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Б.   М.М.Зощенко «Великие путешественники»

В.   Н.Н.Носов «Федина задача».

24.04. 

Л.Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой"

 Доброе утро,мои дорогие!Начинаем урок !

Знакомство с биографией писателя.

Лев Кассиль родился  10 июля 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача Абрама Григорьевича Кассиля (1875–1951) и учительницы музыки, затем зубного врача Анны Иосифовны Перельман. Учился в гимназии.

Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

С 1923 жил в Москве, учился на физико-математическом факультете МГУ, но не окончил его; с 1925 начал заниматься литературой. Как детского писателя его первым представил В. Маяковский (журнал «Новый ЛЕФ», 1927).

Самые значительные из его произведений — «Кондуит» (1929) и «Швамбрания» (1931), — написанные на автобиографическом материале, рассказывают о жизни гимназистов в дореволюционной России. «Вратарь Республики» (1937) — первый советский роман о спорте

Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В городе Энгельс существует Музей Льва Кассиля.

Читаем отрывок из произведения Льва Кассиля "Отметки Риммы Лебедевой" вслух и с выражением.

Ответьте на вопросы:

Куда девочка переехала с мамой? 
Где находилась девочка во время войны?
Какую ошибку Римма допустила в письме?
Что Римма делала каждый день под диктовку? 
Какое звание было у человека, который подписал ведомость Риммы?

Прочитай рассказы о войне Л. Кассиля.  Ведём читательский дневник!

27.04.

Ю. Ермолаев "Проговорился"" Воспитатели"

Биография автора произведений.
Юрий Иванович Ермолаев

Он родился в 1921 году в городе Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом закончив школу, Юрий Иванович в 1943 году поступил учиться в Театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре.По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но ему хотелось создавать своих героев, передавать детям свой жизненный опыт. На радио Юрий Иванович прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Талант писателя пересилил талант актера. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Жил в его душе и драматург. Видимо, сказалось артистическое прошлое. Его пьесы и сценки с удовольствием исполнялись в театрах и домах культуры. Со сказочными героями его пьес мы до сих пор можем встретиться на новогодних представлениях. В каждом произведении Юрия Ивановича происходит что-нибудь чрезвычайно необычное и интересное, смешное, необычное. Но все это направлено на торжество добра над злом. Его герои честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки. Они наделены добротой и находчивостью, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они верят в справедливость. Герои ермолаевских произведений наполнены таким жизнелюбием, смелостью и правдивостью, что с ними и расставаться не хочется. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году.  Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Ермолаев Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и «106 пропавших часов», и «Дом отважных трусишек», и «Нежданно – негаданно» и другие. Писал Ермолаев Юрий Иванович сказки. Одна из них называется «О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе».  Некоторые свои произведения он назвал «Грустными шутками», забавность которых таит в себе много важного и поучительного. 

Сегодня мы познакомимся с рассказами Ермолаева "Проговорился "и  " Воспитатели"

Откройте учебник на стр. 179.

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу «Проговорился»
Приготовьтесь читать этот рассказ выразительно.

Как вы считаете, о ком и о чём этот рассказ?

Когда так говорят: проговорился?
Выразительное чтение рассказа вслух

Вопросы по рассказу:

Нравится ли вам Ирочка? Почему? 

Как была наказана Ирочка за свое поведение? Прочитайте.

(со слов « В школе окружили Ирочку…» до слов « Какой ты противный, Чико! Ничего говорить не хочешь!».

Как вы понимаете слова, сказанным одноклассником Ирочки Алешей: «Как не хочет? Он нам очень многое сказал! Верно, ребята?

 

Чему учит этот рассказ?

Отгадайте загадку

Нос крючком

Да чуб торчком,

Яркий наряд-

Болтает всем подряд,

На жердочке сидит

Да свысока глядит,

То эхом отзовется,

То резко засмеется.

Следующий рассказ «Воспитатели»

Как называют таких людей, которые объясняют другим, как надо поступать, вести себя в разных ситуациях.?

Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Воспитатели»

Вопросы по рассказу:

 Назовите главных героев произведения "Воспитатели"

– Какую проблему хотели решить Федя и Костя?

– Кому потребовалась помощь мальчиков?

 Смогли ли мальчики помощь Маше? Почему?

– Почему Костя и Федя не смогли помочь Наде?

– Прочитаем текст еще раз. Теперь почитайте по ролям, стараясь передать интонацией состояние детей.

- Почему мальчиков назвали воспитателями? Придумайте вопросы к этому рассказу,задайте  их своим близким!
Хорошего дня!

28.04.20

Ю. Ермолаев "Проговорился"" Воспитатели" Второй урок по данной теме.

 

Мы сегодня с вами поговорим об уважении к старшим. А в этом нам поможет рассказ Юрия Ивановича Ермолаева.

- Что же вы знаете об авторе? (ответы детей)

         Юрий Иванович Ермолаев (1921-1996) – родился в Москве. По профессии актер, закончил Театральное училище имени Щепкина при малом театре. Первые произведения вышли в свет в 1960 году. Затем его произведения стали выпускаться почти каждый год. Произведения: «Воспитатели», «Два пирожных», «Грустные шутки», «О двух юнцах-храбрецах и чудо - докторе» 

Вспомнили? МОЛОДЦЫ! 
Чтение рассказа "Проговорился"вслух и с выражением.
ВЫВОД. 

- Каждый человек должен знать и понимать то, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим (а также младшим и сверстникам) нужно помогать, уважать и понимать их. 
Чтение рассказа "Воспитатели"

Задания.

1)Перечитай произведение. Отметь легко карандашом всех героев рассказа.

2)Подумай, кто из этих героев являются главными? Объясни, почему ты так считаешь?

3) Какую проблему хотели решить Федя и Костя?

Подготовь связный ответ на все вопросы.

-Как автор заканчивает произведение? Почему вопросом

-Удачно ли название рассказа?

-Как оно пришло автору?

-Не кажется ли вам , что писатель использует прием художественной изобразительности: ирония

  • Какие самые сильные строки рассказа?
  • Хотелось бы вам назвать рассказ иначе?

     "Воспитатели"

    1.Кто автор произведения «Воспитатели»?

    а) Л. Кассиль

    б) Ю. Ермолаев

    в) Н. Носов

    2.Как звали героев рассказа "Воспитатели"?

    а) Витя и Рома

    б) Федя и Костя

    в) Петя и Артём

    3. Кем хотели стать мальчики?

    а) малярами

    б) полицейскими

    в) воспитателями

    4.Какая идея им пришла в голову?

    а) не допускать драк и ссор

    б) не допускать обид

    в) не допускать игр на дороге

    5.Кто плакал во дворе?

    а) Надя

    б) Вова

    в) Маша

    6.Почему мальчики решили, что Машу обидел Вова?

    а) Она показала на него пальцем

    б) Она посмотрела в его сторону

    в) Она сказала, что это Вова

    7.Почему мальчики решили, что Маша плачет из-за Нади?

    а) Она сказала, что плачет из-за Нади

    б) Она посмотрела на неё

    в) Им сказал Вова

    8.Кем в итоге оказалась Надя?

    а) Подругой

    б) Собакой

    в) Куклой

    9.Почему мальчики не последовали совету Вовы ?

    а) Им стало смешно

    б) Им стало грустно

    в) Им стало стыдно
    Тест по произведению Ю. Ермолаева «Проговорился»
    Кого купили Ирочке папа с мамой?

    а) котёнка;    

    б) попугая;    

    в) щенка

    1. Как звали питомца?

    а) Кеша;

    б) Чико;

    в) Жора

    1. Чем тотчас же занялась Ирочка?

    а) дрессировкой;    

    б) уроками;    

    в) уборкой

    1. Чему учила Ирочка своего питомца?

    а) кукарекать и садиться на форточку;

    б) мяукать, лаять и говорить «Здравствуйте, ребята!»

    в) танцевать под музыку

    1. Куда девочка собралась со своим домашним животным?

    а) в школу;

    б) во двор;

    в) в детский сад

    6.Кому захотела показать своё домашнее животное Ирочка?

    а) соседке;

    б) подруге;    

    в) своим одноклассникам

    7.Чем хотела удивить Ирочка, показав своего питомца?

    а) что у неё есть домашнее животное;

    б) какая она способная дрессировщица;

    в) что животное умеет разговариват

    1. С какой просьбой обратилась бабушка к Ире?

    а) сходить в магазин за чаем;    

    б) убраться в своей комнате;    

    в) вынести мусор

    1. Что всякий раз говорила Ира бабушке?

    а) «С большим удовольствием!»  

    б) «Подожди минутку!»  

    в) «Отстань!», «Мне некогда!»

    1. О чём попросила Ирочка попугая Чико в первый раз?

    а) поздороваться с ребятами;    

    б) полетать по классу;  

    в) расправить крылышки

    1. Что ответил ей Чико?

    а) «Доброе утро!»    

    б) «Отстань!»    

    в) «С Новым годом!»

    1. О чём попросила Ирочка попугая во второй раз?

    а) Помяукай нам, Чико!  

    б) Спой песенку, Чико!    

    в) Голос, Чико, голос!

    1. Что ответил попугай?

    а) «Не буду!»

    б) «Вот ещё!»

    в) «Отстань!»

    1. Что Ирочка попросила сделать своего попугая в третий раз?

    а) Подай голос, Чико!    

    б) Полай собачкой, Чико!    

    в) Спой, светик, не стыдись

    1. Что ответил Чико на этот раз?

    а) «Очень нужно! Мне некогда!»

    б) «Вот ещё!»

    в) «Отстань!»

    1.  О чём проговорился попугай в рассказе Ю.И. Ермолаева?

    а) о своей невоспитанности    

    б) о грубости Ирочки в семье    

    в) о своей глупости

30.04.20

Григорий Остер "Вредные советы"

- Недавно учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайся по утрам». Они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом». Они тут же начинают не здороваться. Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, а получится как раз правильно.
Сегодня у нас урок для непослушных детей, но и послушных детей я тоже приглашаю принять в нём участие. В этом нам помогут стихи Григория Остера.

- Прошло уже больше 10 лет с тех пор, как появился в детской литературе новый жанр – вредные советы. Книги Остера любят и дети, и взрослые. Незаурядный юмор, богатство выдумок, безграничная фантазия – отличительные черты его произведений. Ребята, читайте книги! – сказал вам Григорий Остер. – Смотреть кино, конечно тоже интересно, но если вы только смотрите фильмы, то вы просто наблюдаете жизнь героев. А если вы читаете книги, то вы проживаете жизнь героев этих книг. Сколько книг вы прочтёте, столько жизней проживёте!

Прочитать из учебника на с.183-184 несколько советов для непослушных детей.

Подумайте,почему такие советы даёт писатель?

- Раньше учёные считали, что вредные советы можно давать только непослушным детям, которые всё делают наоборот. Но недавно учёные догадались, что послушным детям вредные советы тоже нужны. Оказывается, на послушного ребёнка вредный совет действует, как «прививка от глупости»

Выучите наизусть один вредный совет, которого нет в учебнике, попробуйте придумать свой вредный совет.

7.05.20г

 Р.С. Сеф "Весёлые стихи"  Обобщение "По страницам детских журналов"

 Мы продолжили чтение веселых стихов. И сегодня мы познакомимся с веселыми стихами еще одного писателя, Романа Сефа, а называются они… «Веселые стихи».  Прочитайте с выражением   «Веселые стихи» Романа Сефа на с. 186-188.
– Что можно сказать об авторе, написавшем такие веселые стихи? (У него развито   чувство   юмора,   воображение,   его   стихи   легко   читаются,   их можно представить.)
–   Какие   картины   предстали   вашему   взору,   когда   вы   слушали стихотворение? – Попробуйте нарисовать их.
С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а.

 

1. Когда вышел в свет первый номер журнала «Весёлые картинки»?

  • В 1924 г.       2) В 1956 г.         3) В 1980 г.                 4) В 1960 г.

2. Чего Ирочка не говорила в ответ на бабушкины просьбы?

  • «Отстань!»
  • «Сейчас помогу!»
  • «Мне скучно!»
  • «Вот ещё!»

3. Кто написал рассказ «Воспитатели»?

  • Ю. И. Ермолаев
  • В. Ю. Драгунский
  • Г. Б. Остер
  • Р. Сеф

4.Что написал Роальд Семёнович Сеф?

  • «Весёлые стихи»
  • «Проговорился»
  • «Вредные советы»
  • «Как получаются легенды»

5.Что решили сделать с дошкольниками Федя и Костя?

  • наказать их
  • научить драться
  • перевоспитать их
  • помирить всех

6. Отгадайте загадку О. Дружковой и укажите, из какого произведения этот предмет.

Нос крючком

Да чуб торчком,

Яркий наряд –

Болтает всё подряд,

На жердочке сидит,

Да свысока глядит,

То эхом отзовется,

То резко засмеется. 

  • Г. Б.Остер, «Вредные советы»
  • Ю. И. Ермолаев, «Проговорился»
  • Роман Сеф, «Веселые стихи»
  • Ю. И. Ермолаев, «Воспитатели

    7. Прочитайте вредный совет Г. Остера и вставьте пропущенные слова.

    Дети, пейте воду …,

    Ешьте суп и кашу тоже …,

    И за эти подвиги героические

    Требуйте награды от ….

    • кипячёную, кушайте, правительства
    • кипячёную, кушайте, родителей
    • холодную, кушайте, родителей
    • холодную, кушайте, правительства

     8. Вставьте пропущенное слово в стихотворение-поздравление П. Синявского.

    У Мурзилки день рождения!

    Он нам самый лучший друг!

    Не журнал – а …

    Всех ребяческих наук!

    • клад чудесный
    • кладовая
    • кладезь золота
    • академия

    9. Узнайте произведение по ключевым словам.

    Лавровый переулок, бабушка, дедушка, дети, девочка, ветер.

    • Ю. И. Ермолаев, «Как получаются легенды»
    • Г. Б. Остер, «Проговорился»
    • Г. Б. Остер, «Как получаются легенды»
    • Ю. И. Ермолаев, «Проговорился»

    10.Найдите объяснение слова «легенда».

    • поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии
    • вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание
    • небольшой веселый рассказ
    • юмористическое стихотворение

    11. О каком из писателей здесь говорится?

    Пятеро детей этого писателя вдохновляют его на создание все новых игр и новых героев, не давая возможности забыть детство. Проповедуя стиль «куча мала», сочиняет «Сказку с подробностями», где есть такие главы: «Про штраф, забытый кошелек, мелькнувшего козла, вечную разлуку и справедливость», «Про штаны, полные варенья» и т.д.

    • О Григории Бенционовиче Остере
    • О Григории Бенедиктовиче Остере
    • О Юрии Ивановиче Ермолаеве
    • О Роальде Семеновиче Сефе

08.05.20г.

 Древнегреческий миф "Храбрый Персей"

Представления о Греции вы получили на уроке окружающего мира, а сегодня нам предстоит познакомиться с литературным наследием этой страны. Мы постараемся выяснить, кого в древности люди считали героями, что с их точки зрения означают такие понятия, как долг, честь, слава, бессмертие, подвиг.

 Откройте учебник на странице с.190 и прочитайте тему урока.

Как вы думаете, что означает слово "миф"?
Запишите в рабочую тетрадь и запомните это определение.
«Мифы – это произведения, созданные фантазией народа, в которых передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях»

 Давайте прочитаем древнегреческий миф "Храбрый Персей" до стр. 196.
Читайте ,пожалуйста ,вслух и с выражением.
Ответьте на мои вопросы:
-Кто является главным героем и каким он был?
-С кем пришлось бороться Храброму Персею.
-Найдите в тексте описание Медузы Гаргоны и подчеркните слова,которые помогут её изобразить.
-Почему Персей решил сразиться с Медузой Гаргоной,несмотря ни на что?
-Как действовал Персей?
-Что мы ещё можем сказать о Персее,если он один нашёл способ борьбы с Медузой Гаргоной?
-Как ты считаешь ,можно поступок Персея назвать подвигом?Почему? -Какая опасность подстерегала Храброго Персея,когда он отрубил голову Медузе?
-Кто встретил Храброго Персея по дороге?
-Что произошло в городе,когда Персей вернулся,вы прочитаете сами на стр .198,третий абзац сверху и до последнего абзаца на стр. 199.

12.05.20г

 Древнегреческий миф "Храбрый Персей"Второй урок по теме.

Сегодня мы продолжим путешествие в Древнюю Грецию и узнаем о том, какие еще подвиги совершил храбрый Персей.

Прочитайте 2 часть мифа «Храбрый Персей».с.195-199 .

-Что случилось с главным героем после того, как он убил Горгону Медузу?

-Почему Афина Паллада сделала подарок Персею?
-Зачитайте слова Афины.
- Какие подвиги еще совершил герой? С кем пришлось бороться Храброму Персею?

-Найдите в тексте описание морского дракона и подчеркните слова, которые помогут изобразить его.

-Найдите в тексте глаголы, характеризующие морское чудовище? Подумайте, почему в употреблены именно эти слова?

-Как Персей победил дракона? Как ему «помогла» Медуза Горгона?

- Как встречали Персея люди, живущие с Андромедой в одном городе?

— Да здравствует великий герой, который спас нашу страну от погибели!»

Ребята, битвы с драконами и освобождение красавиц легли в основу бесчисленных средневековых баллад и сказаний.

Кстати, христианский святой Георгий Победоносец, пронзивший копьём змия, также совершил свой подвиг, спасая девицу от чудовища, поселившегося в озере.

-Как этот миф характеризует Персея? От каких чудовищ освобождает землю герой этого мифа?

-А что еще совершил Персей?

- Как люди увековечили память о Персее?

А теперь давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали миф о Персее. Восстановите последовательность событий в 2 части мифа.

1. Афина дарит Персею летающие сандалии.

2. Персей видит прикованную к скале Андромеду и освобождает ее.

3 Персей убивает дракона, показав тому голову Медузы.

4. Персей возвращается и приносит царю голову Медузы.

5. Царь требует показать голову и становится камнем.

6. Жители города хотят сделать царем Персея, но тот отказывается и улетает с женой улетают на родину Андромеды.

 Ребята, вы молодцы!  Мы познакомились с древнегреческим мифом о храбром Персее. Давайте задумаемся, похожи ли греческие мифы на сказания русского фольклора? На какие?

Что общего у этих жанров фольклора?

А чем различаются сказки и мифы?

 Вы согласны с моим высказыванием?
Сказка – это вымысел, а миф объясняет жизнь. В них действуют разные герои: в сказках это обычные люди, а в мифах – полубоги. В сказках нет богов, а есть волшебные помощники.

-А еще запомним, что у этих жанров изначально были разные задачи: миф объяснял древнему человеку происхождение окружающих его явлений, в мифы древние люди верили, а сказка развлекала, была вымыслом.

Сегодня все эти произведения кажутся нам увлекательным вымыслом. Мы называем их сказками. Но на этом уроке мы узнали, что в древности мифы очень сильно отличались от сказок.
Посмотрите на You Tube мультфильм" Храбрый Персей"

14.05.20г

Проверь себя!

 

1. Возьми в руки карандаш и начни читать текст. По сигналу (через минуту) поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца. 

                                  Шишка.
      Простая еловая шишка для обитателей леса всё равно что для нас с вами коробка с желанными конфетами. Каждый в лесу старается шишку сорвать и до семян добраться. Клесты от рвения даже носы свои набок сворачивают! У клестиных птенцов, пока их родители кормят, носы как носы, прямые, как у всех других птиц. А начнут сами чешуйки на шишках отгибать, так и покривеют у них носы, перекрестится надклювье с подклювьем, - не носы, а какие-то кривозубцы!
      Дятел ради вкусных семян даже особый станок - зажим изобрёл: заклинивает в него шишку и долбит.
      Белка берёт шишку в лапки и "распаковывает" зубами: скусывает чешуйку за чешуйкой, подхватывает языком семена. Попадётся шишка смоляная, так у неё даже губы слипаются! Но шишку всё равно не бросит, до семечка вышелушит.
       Ну а те, кому с шишкой не справиться, не раскрыть "коробку с конфетами", - те ждут, когда шишки весной сами раскроются. А зрелая шишка достигает 15 сантиметров в длину и 3- 4 сантиметра в диаметре. Встопорщатся на шишках чешуйки, полетят из них семена-вертолётики, устилая первые проталины и последние сугробы. На радость чижам, юркам, зябликам и синицам. Налетайте на бесплатное угощение!
 Все шишкиным семенам рады. А полетуха - летучая белка - и самой шишке рада! Целиком съедает её, пока она ещё свеженькая и молоденькая, не затвердевшая, похожая на зелёное яблочко. Незрелую шишку съедает, а вот созревшие семена не ест! Те самые семена-конфетки, из-за которых у белки рот от смолы слипается, а клесты становятся кривоносами, а дятлы - долбоносами. Конфетки не трогает, а коробку ... ест! Это всё равно что съесть картонный стаканчик, а мороженое выбросить. Просто невероятно! Такое только в лесу может быть. 
2. Отметь√ свой ответ. Как ты думаешь, куда можно поместить этот текст?
 в сборник рассказов о природе
 в толковый словарь
 в энциклопедию о растениях
 в поэтическую тетрадь
3. Запиши, на сколько смысловых частей можно разделить этот текст. Этот текст можно разделить на _______ смысловых частей.
Придумай заголовок к третьей части текста.______________

_____________________________________________________________
4. Продолжи предложение: Еловая шишка для обитателей леса___________________________________________

_____________________________________________________________
5. Выпиши из текста предложение о том, что происходит с шишкой весной. Проверь. Если ошибся, исправь.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________
6. Задай и запиши конкретный вопрос так, чтобы на него можно было ответить предложением из текста. __________

______________________________________________________________

______________________________________________________________
7. Выпиши из первого  абзаца слово, выделенное  жирным шрифтом, поставь ударение, запиши, сколько в нем слогов, букв, звуков.
 В слове ______________ слогов _________, букв ________, звуков __________.
8. Найди в тексте четвёртый абзац. Из  первого предложения этого абзаца выпиши все имена существительные, определи род этих имён существительных. _________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________
9. Подбери к слову лес  однокоренные слова. Выдели корень. В другую часть таблицы запиши  это слово в разных формах, выдели окончание. 

Однокоренные слова Формы слова
   
   
   


 10. Из первого абзаца выпиши третье предложение. Подчеркни в нём грамматическую основу. Выбери и запиши словосочетание, состоящее из сказуемого и связанного с ним слова.____________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________
11.Запиши математическое выражение и найди его значение: Из числа восемьдесят пять вычесть частное чисел сорок два и три.

                   
                   
                   

Ответ:__________________________________________________________

_________________________________________________________________

12.  Реши задачу. Булочка стоит 18 рублей. У тебя есть 4 монеты по 2 рубля и 3 монеты по 5 рублей. Хватит ли этих денег на две такие булочки?

                   
                   
                   
                   
                   

Ответ:__________________________________________________________

_________________________________________________________________
13. Выпиши двузначные числа в порядке убывания. 27, 18, 125, 64, 73, 57, 4, 63, 97, 81.

                   
                   
                   


14. Найди в тексте информацию и запиши сколько сантиметров в диаметре достигает зрелая шишка.
Зрелые шишки достигают в диаметре ____________________.
15. Заполни таблицу. Дан прямоугольник.

Длина    Ширина   Площадь
8 см 4 см  
14 м   56 м²
  33 дм 66 дм²
7 см 6 см  


16. Выбери  высказывание о зависимости между объектами неживой природы. 

A. Песок используют при изготовлении кирпичей.
Б. Соль растворяется в воде.
B. Клёст выкармливает птенцов «еловой кашей".
17. Укажи, какая деятельность человека может нанести вред природе. 
A. Строительство очистных сооружений на предприятиях.
Б. Озеленение городских улиц кустарниками, деревьями. 
B. Уничтожение сорняков на дачных участках.
Г. Составление букетов из веток цветущего шиповника весной.
18. Закончи предложения (назови одним словом).
Белка, лиса, волк, кабан  – это _____________________.
Дятел, синица, голубь, воробей  – это _________________.
Липа, берёза, тополь, ясень – это ____________________________.

15.05.20г.

Г.-Х. Андерсен "Гадкий утёнок"

Ребята продолжаем наше увлекательное путешествие по Стране сказок, это волшебная страна и в ней возможны любые чудеса, поэтому сегодня мы в гостях у великого датского сказочника – Ганса Христиана Андерсена.

Наше путешествие по стране «Литературной сказки» продолжается. Сказки великих русских писателей уже прочитаны нами. Сегодня очередная встреча со знаменитым сказочником мира Г. Х. Андерсеном, с его сказкой «Гадкий утенок». На уроке мы познакомимся с биографией Г. Х. Андерсена, проследим за действиями героев сказки, подумаем, что же может скрываться за убогой и гадкой внешностью.

В далекой европейской стране, в городе Оденсе, что на острове Фюн, в семье бедного башмачника Андерсена 2 сентября 1805 года родился мальчик, которого назвали Ганс Христиан.

Больше всего на свете мальчик любил театр. Он придумывал необыкновенные, волшебные истории, которые потом оживали в многочисленных домашних спектаклях. Ещё у него был свой кукольный театр, который смастерил ему отец.

А позже, когда никому неизвестный мальчик, стал великим сказочником, его произведения стали печатать.

Так появились первые Сборники сказок Ганса Христиана Андерсена, которые с большим удовольствием читали и взрослые, и дети.

Больше всего на свете Г. Х. Андерсен ценил чистое сердце, настоящий ум и доброту

Как вы понимаете слово «гадкий»? (некрасивый, страшный, отвратительный, неприятный)

Давайте обратимся к словарю Ожегова.

Гадкий - Очень плохой, мерзкий; вызывающий отвращение.

- Сказку "Гадкий утёнок" можно считать автобиографической, ведь Х.К. Андерсен родился в бедной семье и знал немало горя, прежде чем прославиться.

Исследователи творчества Андерсена видели в «Гадком утенке» гениальный символ жизни писателя, прославившегося благодаря своему широкому взгляду на мир, умению видеть величие и благородство души под убогой одеждой и внешностью.
Ребята,прочитайте сказку громко вслух с выражением.
Учебник, с 200.

 Словарная работа

- Объясним смысл слов и выражений.

Смётано - сложено в копны.

Озираться - осматриваться.

И меня однажды провели - обманули.

Орава - беспорядочное и шумное скопление людей.

Несуразный - нелепый, нескладный.

Подойник - сосуд, в который стекает молоко при ручном доении.

Ликующий - торжествующий, восторженно радующийся.

- Прочитаем слова по слогам, орфографически, а затем орфоэпически.

зо-ло-ти-лась  вы-ка-раб-ка-лись

длин-но-но-гий  ин-дю-ша-чье

за-ше-ве-ли-лись  бул-тых-ну-лись

по-то-рап-ли-вай-тесь  ско-ман-до-ва-ла

бла-го-вос-пи-тан-ный  ко-рот-ко-нож-кой

вы-во-ра-чи-вать   без-дель-ни-ча-ешь

пре-ми-лень-ки-е  рас-су-ди-тель-ней

по-ше-вель-нуть-ся.
Ответьте на мои вопросы:
Какие чувства испытывали во время чтения? Почему утёнок сбежал с птичьего двора?

 

18.05.20г

Г.Х . Андерсен "Гадкий утёнок"

Ответьте на вопросы по тексту:

1. В чаще какого растения находилась утка с яйцами?
Капусты
Лианы
Лопуха
2. Почему утка-мать не стала мешать утятам разглядывать зелёные листья лопуха?
Чтобы не идти против их воли
Потому что зелёный цвет полезен для глаз
Чтобы они запомнили, где родились
3. Про какую птицу подумали утки, глядя на большое яйцо?
Про индюшку
Про лебедя
Про страуса
4. Куда направилась утка с утятами, покинув лопух?
На птичий двор
В утиное царство
К болоту
5. Кому досталась угриная головка, когда две птичьи семьи дрались за неё?
Кошке
Утке-матери
Гадкому утёнку
6. Почему утка-мать заступилась за гадкого утёнка, когда его клюнули в шею?
Она не хотела конфликта
Потому что он всё-таки её сын
Потому что он не сделал ничего плохого
7. Как поступил утёнок в конце концов, когда его травили и ненавидели?
Стал заступаться за себя
Покинул птичий двор
Побежал к хозяйке
8. Где просидел гадкий утёнок всю ночь?
У реки
В птичнике
В болоте
9. Какие две птицы предложили утёнку лететь с ними и быть вольной птицей?
Два лебедя
Два индюка
Два гусака
10. Даже ему гадкий утёнок показался противным, и тот оставил его в покое. Кому?
Собаке
Охотнику
Кошке
11. Чего так сильно боялся утёнок до самого вечера?
Пальбы
Диких уток
Непогоды
12. Докуда добежал утёнок к ночи?
До дворца
До избушки
До птичьего двора
13. С кем жила старушка в избушке?
С собакой и петухом
С котом и курицей
С утками
14. За кого старушка приняла гадкого утёнка?
За беременную утку
За жирную утку
За гуся
15. Какого мнения придерживался утёнок, находясь в гостях у старушки?
Плавать и нырять с головой
Сидеть и любоваться солнышком
Жить в болоте
16. Из-за чего было плохо утёнку при наступлении зимы?
От холода
От одиночества
От голода
17. Что за прекрасные птицы полетели с холодных лугов в тёплые края?
Аисты
Лебеди
Ласточки
18. Кто взял утёнка к себе домой и отогрел его?
Хозяйка птичьего двора
Дворянин
Крестьянин
19. Кого узнал в себе гадкий утёнок, увидев своё отражение в воде?
Гуся
Фламинго
Лебедя
20. Чего не знает доброе сердце, согласно счастливому окончанию сказки Ганса Христиана Андерсена?
Радости
Гордости
Бедности

 

19.05.20г

 Обобщающий урок . 

Что читать летом?А вот что?
 с.218-219 "Советуем прочитать"