Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №15"

Адрес299014, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, пр. Героев Сталинграда, д. 31

Контакты администрации +7(8692)42-04-94 sevastschool15@yandex.ru

Литературное чтение

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий останется прежним. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения. Прошу присылать ответы на вопросы и задания в тот же день на мой адрес электронной почты mila.zhukova.1967@mail.ru . Чтобы решение не потерялось, указывайте в теме письма ФАМИЛИЮ ученика. Консультации проводятся  с 10.00-12.00 по моб.телефону +79787916775.

С уважением,   Людмила Валериевна

Дата

Тема урока

Изучение материала

06.04

Е .А.Благинина "Кукушка","Котенок

выразительно читать с.118-119 ,отвечать на вопросы №1-4.Подготовка к проекту.

07.04

Проект "праздник поэзии."

Рассказ или придумывание стихотворений,сценарии.рисунки о людях,животных,признаках весны.

08.04

Обобщение по разделу."Поэтическая тетрадь-2"

Учебник стр.122-проверим себя и оценим свои достижения.

9.04

Б. Шергин "Собирай по ягодке-наберешь кузовок"

выразительно читать с.124-128

13.04

А. П. Платонов " Цветок на земле"

с.129-135 читать вслух,значение непонятных слов посмотреть в толковом словаре

14.04

А. П. Платонов " Цветок на земле"

с.129-135  повторить содержание произведения,прочитать по ролям разговор деда и Афони

15.04

А. П. Платонов

"Еще мама"

1.Знакомство с биографией писателя. 
2. Чтение произведения стр.137-140

3. Словарная работа

16.04

А. П. Платонов

"Еще мама"

  1. Чтение произведения стр.140-142
  2. Отвечать на вопросы №1-4.

      3. Словарная работа

20.04

М. Зощенко" Золотые слова"

  1. Чтение произведения стр.144-153
  2. Отвечать на вопросы №1-5.

21.04

М. Зощенко" Золотые слова" 

выразительно читать, отвечать на вопросы после текста.Д/о Орленко Д.-выразительное чтение

22.04

М. Зощенко" Великие путешественники

выразительно читать, отвечать на вопросы после текста.Д/о Орленко Д.-выразительное чтение.Д/о Орленко Д.-выразительное чтение
23.04

М. Зощенко" Великие путешественники

выразительно читать, отвечать на вопросы после текста.Д/о Орленко Д.-выразительное чтение

27.04

Н. Носов "Федина задача"

- Что вы помните о Н.Н. Носове? А почему он стал писать для детей смешные рассказы.

- Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети.

 Я приготовила 3 вопроса, которые вам помогут. 

  1. Самый знаменитый житель цветочного города 
  2. В каком рассказе мальчик Мишка, вскопал огород ночью, чтобы получить флажок? 
  3. Герой этого рассказа Бобка из-за порванных штанов научился сам пришивать пуговицы. 
  4. Кто автор всех этих рассказов и героев?
  5. Работа с учебником с.164-169 выразительно читать
  6. Повторное чтение произведения.Читаем самые интересные эпизоды рассказа.
  7. Ответь на вопросы с.169
  8. Найди и прочитай другие рассказы Н. Носова.Д/о Орленко Д.-выразительное чтение

 

 

28.04.

Н. Носов " Телефон"

  • Ребята, начинаем урок литературного чтения.  И, как всегда, настроимся на хорошую и плодотворную работу.
  • Давайте знакомые книжки откроем,
    И снова пойдём от страницы к странице.
    Всегда ведь приятно с любимым героем
    Опять повстречаться, сильней подружиться.
    Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
    Пускай и с героем отлично знакомы.
    И чем там закончится – тоже известно.
    Хорошие книжки всегда интересны.
    Пусть подождут компьютеры,

Пусть отдохнут компьютеры
От вас, а вы – от них
Среди прекрасных добрых книг.

Вспомните о жизни и творчестве Н .Носова

Викторина:

- Где и когда родился Н.Н.Носов?

(Носов родился в Киеве 23 ноября 1908 года.)

- Какие профессии освоил Носов, прежде чем стал писателем? (Продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возил брёвна, косил траву).

- Где учился Носов? (В Институте кинематографии в Москве) Какую получил профессию? (Режиссёр)

- Как назывался первый рассказ Носова, когда и где он был напечатан?

(Рассказ «Затейники» напечатан в журнале «Мурзилка» в 1938 г.)

 В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбтельством, электротехникой, фотографией. Носов был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил муль-типликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы.

 

1.Работа над произведением Н. Носова «Телефон».

  • Откройте учебники с.170-172
  • Чтение рассказа вслух с выражением

а)Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок о том, как у ребят появился телефон.

б)Чтение диалога в лицах.

- Прочитайте диалог мальчиков в лицах.

2.Повторение правил пользования телефоном.

- А какие правила пользования телефоном вы знаете?

Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону.

Физкультминутка

Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ног (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло*) другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох _пауза, выдох — пауза.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание на напряженные и расслабленные мышцы ног.

Снова руки на колени,

А теперь немного лени...

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело...

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко..

Продолжаем работу над произведением.

На платформе РЭШ прослушайте УРОК № 58,выполните задания к тексту.

- Найдите и прочитайте до конца рассказ  Николая Носова «Телефон».

- Подберите пословицы о дружбе.

Д/о Орленко Д.-выразительное чтение

                  

 

                   

29.04

 Обобщение по разделу "Собирай по ягодке-наберёшь кузовок"

Самостоятельная работа  по литературному чтению

по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

 1.Соотнеси название произведения с фамилией автора, который его написал.

В.Ю.Драгунский

«Телефон»

М.М.Зощенко

«Друг детства»

Н.Н.Носов

«Золотые слова»

 

2.Из какого произведения эти слова: «Цветок этот – самый великий труженик, он из смерти работает жизнь».

А.   А.П.Платонов «Цветок на земле»

Б.   Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

В.   М.М.Зощенко «Золотые слова»

 3.Запиши название произведения, из которого мы узнали пословицу «Работа любит на молодца, а незалёжливого».

__________________________________________________________

4.Рассказы какого автора из прочитанного раздела, можно назвать юмористическими?

А.  Н.Н.Носова

Б.  А.П.Платонова

В.    Б.В.Шергина

 5.Выбери пословицу, которая, по своему содержанию соответствует содержанию рассказа М.М.Зощенко «Великие путешественники».

А.  Не топор тешет, а плотник.

Б.  Дурная голова ногам покоя не дает.

В. Куда ветер дует, туда его и несет.

 6.Подчеркни фамилию писателя, который написал рассказ «Телефон»?

А.   В.Ю.Драгунский

Б.   М.М.Зощенко

В.   Н.Н.Носов

 7*Определи название произведения, которое отражает главную мысль, выраженную в заглавии текста.

А.   Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Б.   М.М.Зощенко «Великие путешественники»

В.   Н.Н.Носов «Федина задача».

30.04

Л.Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой" 

 Доброе утро,мои дорогие!Начинаем урок !

Знакомство с биографией писателя.

Лев Кассиль родился  10 июля 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача Абрама Григорьевича Кассиля (1875–1951) и учительницы музыки, затем зубного врача Анны Иосифовны Перельман. Учился в гимназии.

Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

С 1923 жил в Москве, учился на физико-математическом факультете МГУ, но не окончил его; с 1925 начал заниматься литературой. Как детского писателя его первым представил В. Маяковский (журнал «Новый ЛЕФ», 1927).

Самые значительные из его произведений — «Кондуит» (1929) и «Швамбрания» (1931), — написанные на автобиографическом материале, рассказывают о жизни гимназистов в дореволюционной России. «Вратарь Республики» (1937) — первый советский роман о спорте

Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В городе Энгельс существует Музей Льва Кассиля.

Читаем отрывок из произведения Льва Кассиля "Отметки Риммы Лебедевой" вслух и с выражением.

Ответьте на вопросы:

Куда девочка переехала с мамой? 
Где находилась девочка во время войны?
Какую ошибку Римма допустила в письме?
Что Римма делала каждый день под диктовку? 
Какое звание было у человека, который подписал ведомость Риммы?

Прочитай рассказы о войне Л. Кассиля.  Ведём читательский дневник!

Д/о Орленко Д.-выразительное чтение

 

 

 

 

06.05

Ю.И Ермолаев "Проговорился", "Воспитатели"

Биография автора произведений.
Юрий Иванович Ермолаев

Он родился в 1921 году в городе Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом закончив школу, Юрий Иванович в 1943 году поступил учиться в Театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре.По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но ему хотелось создавать своих героев, передавать детям свой жизненный опыт. На радио Юрий Иванович прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Талант писателя пересилил талант актера. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Жил в его душе и драматург. Видимо, сказалось артистическое прошлое. Его пьесы и сценки с удовольствием исполнялись в театрах и домах культуры. Со сказочными героями его пьес мы до сих пор можем встретиться на новогодних представлениях. В каждом произведении Юрия Ивановича происходит что-нибудь чрезвычайно необычное и интересное, смешное, необычное. Но все это направлено на торжество добра над злом. Его герои честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки. Они наделены добротой и находчивостью, их никогда не покидает чувство юмора и оптимизма, они верят в справедливость. Герои ермолаевских произведений наполнены таким жизнелюбием, смелостью и правдивостью, что с ними и расставаться не хочется. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году.  Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Ермолаев Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и «106 пропавших часов», и «Дом отважных трусишек», и «Нежданно – негаданно» и другие. Писал Ермолаев Юрий Иванович сказки. Одна из них называется «О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе».  Некоторые свои произведения он назвал «Грустными шутками», забавность которых таит в себе много важного и поучительного. 

Сегодня мы познакомимся с рассказами Ермолаева "Проговорился "и  " Воспитатели"

Откройте учебник на стр. 179.

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу «Проговорился»
Приготовьтесь читать этот рассказ выразительно.

Как вы считаете, о ком и о чём этот рассказ?

Когда так говорят: проговорился?
Выразительное чтение рассказа вслух

Вопросы по рассказу:

Нравится ли вам Ирочка? Почему? 

Как была наказана Ирочка за свое поведение? Прочитайте.

(со слов « В школе окружили Ирочку…» до слов « Какой ты противный, Чико! Ничего говорить не хочешь!».

Как вы понимаете слова, сказанным одноклассником Ирочки Алешей: «Как не хочет? Он нам очень многое сказал! Верно, ребята?

 

Чему учит этот рассказ?

Отгадайте загадку

Нос крючком

Да чуб торчком,

Яркий наряд-

Болтает всем подряд,

На жердочке сидит

Да свысока глядит,

То эхом отзовется,

То резко засмеется.

 



Следующий рассказ «Воспитатели»

Как называют таких людей, которые объясняют другим, как надо поступать, вести себя в разных ситуациях.?

Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Воспитатели»

Вопросы по рассказу:

 Назовите главных героев произведения "Воспитатели"

– Какую проблему хотели решить Федя и Костя?

– Кому потребовалась помощь мальчиков?

 Смогли ли мальчики помощь Маше? Почему?

– Почему Костя и Федя не смогли помочь Наде?

– Прочитаем текст еще раз. Теперь почитайте по ролям, стараясь передать интонацией состояние детей.

- Почему мальчиков назвали воспитателями? Придумайте вопросы к этому рассказу,задайте  их своим близким!
Хорошего дня!

Д/о Орленко Д.-выразительное чтение

 

07.05

Г.Б.Остер "Вредные советы", "Как получаются легенды"

- Недавно учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайся по утрам». Они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом». Они тут же начинают не здороваться. Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, а получится как раз правильно.
Сегодня у нас урок для непослушных детей, но и послушных детей я тоже приглашаю принять в нём участие. В этом нам помогут стихи Григория Остера.

- Прошло уже больше 10 лет с тех пор, как появился в детской литературе новый жанр – вредные советы. Книги Остера любят и дети, и взрослые. Незаурядный юмор, богатство выдумок, безграничная фантазия – отличительные черты его произведений. Ребята, читайте книги! – сказал вам Григорий Остер. – Смотреть кино, конечно тоже интересно, но если вы только смотрите фильмы, то вы просто наблюдаете жизнь героев. А если вы читаете книги, то вы проживаете жизнь героев этих книг. Сколько книг вы прочтёте, столько жизней проживёте!

Прочитать из учебника на с.183-184 несколько советов для непослушных детей.

Подумайте,почему такие советы даёт писатель?

- Раньше учёные считали, что вредные советы можно давать только непослушным детям, которые всё делают наоборот. Но недавно учёные догадались, что послушным детям вредные советы тоже нужны. Оказывается, на послушного ребёнка вредный совет действует, как «прививка от глупости»

Выучите наизусть один вредный совет, которого нет в учебнике, попробуйте придумать свой вредный совет.

07.05

Р.Сеф Веселые стихи".Обобщение "По страницам детских журналов"

Роман Сеф.  Родился Роальд Семенович 6
октября 1931, на Пироговской
улице Хамовнического района
города Москвы. Роальд сразу
начал сочинять стихи, правда,
читать и писать он ещё не умел,
но что-то уже булькало, гудело,
звенело, напевало.
 А когда исполнилось целых
четыре года, появилось в нём
главное для поэта свойство -
научился грустить. "Берёза ждёт
мороза! Берёза ждёт мороза!" –
это было его первое
стихотворение.
 В 11 лет (1942г.) бежал на фронт... До фронта не добежал,
мальчишку, поймали в Кунцево и вернули. С 15 до 18 лет (1946
по 1949г.) жил в Малоярославце, куда они были сосланы вместе с
матерью, Уже в 15 лет писал какие-то стихи. Жилось очень
трудно, но с восьмого класса бегали на лекции в университет,
хотелось очень много всего знать. Роман Сеф "испробовал" много
профессий: был шофёром, штукатуром, слесарем, изучил
английский язык, переводил стихи и прозу.
 В жизни Романа Семёновича был случай, который сыграл
положительную роль в его дальнейшей судьбе. В 19 лет (1950 году) он
работал водителем автобуса в Союзе писателей. Однажды повез
известных писателей в пионерский лагерь. На обратном пути они
устроили пикник. Его позвали к столу, и спросили: «Как Вас зовут?» Он
сказал: «Меня зовут Роман Сеф». На что ответили: «Какой прекрасный
псевдоним для детского писателя!».
 В 20лет (1951 г.) Романа Сефа арестовали. Затем долгих 5 лет (до 1956
г.) жил на поселении в Караганде где и выучил английский язык.
Каждый день, выписывал в маленькую самодельную книжечку тридцать
слов. Затем начал заниматься переводами и привез с собой из лагеря
довольно много стихотворных и прозаических переводов, которые делал
по ночам.
Книга Романа Сефа "Ключ от сказки"
...Тебе сегодня
Восемь лет,
Перед тобой
Весь белый свет,
Но где-то
Во Вселенной
Летит,
.....летит,
..........летит,
................летит
Твой голубой метеорит -
Подарок драгоценный.
Так вот:
Пока он мчится,
Поторопись учиться.
Книга Романа Сефа"Храбрый цветок"
...Тебе сегодня
Восемь лет,
Перед тобой
Весь белый свет,
Но где-то
Во Вселенной
Летит,
.....летит,
..........летит,
................летит
Твой голубой метеорит -
Подарок драгоценный.
Так вот:
Пока он мчится,
Поторопись учиться.
Выразительно читать стр.186-188.Д/о Орленко Д.-выразительное чтение
12.05

Оценка достижений по разделу "По страницам детских журналов"

Прошу вас внимательно ответить на вопросы теста:

  1. В каком году был основан журнал «Мур­зилка»?
  2. а) в 1924 г.
    б) в 1942 г.
    в) в 1824 г.
    г) в 1922 г.

2. Какой современный журнал издаётся не для детей?

а) Веселые картинки
б) Внучок
в) Колобок
г) За рулем

3. Какие произведения не печатают в дет­ских журналах?

а) познавательные
б) поучительные
в) юмористические
г) научные

4. О чём проговорился попугай в рассказе Ю.И. Ермолаева?

а) о своей невоспитанности
б) о грубости Ирочки в семье
в) о своей глупости
г) о том, что он ничего не знает

5. Чему учит «Вредный совет» Г. Остера друге?

а) не огорчать друзей

б) быть всегда веселым

в) помогать друзьям в трудной ситуации
г) смеяться над друзьями

6. Для чего детям рассказывают легенды?

а) чтобы развеселить
б) чтобы испугать
в) чтобы приучить к хорошим привычкам
г) чтобы отвлечь от глупых дел

13.05

 Древнегреческий миф "Храбрый Персей"

Представления о Греции вы получили на уроке окружающего мира, а сегодня нам предстоит познакомиться с литературным наследием этой страны. Мы постараемся выяснить, кого в древности люди считали героями, что с их точки зрения означают такие понятия, как долг, честь, слава, бессмертие, подвиг.

 Откройте учебник на странице с.190 и прочитайте тему урока.

Как вы думаете, что означает слово "миф"?
Запишите в рабочую тетрадь и запомните это определение.
«Мифы – это произведения, созданные фантазией народа, в которых передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях»

 Давайте прочитаем древнегреческий миф "Храбрый Персей" до стр. 196.
Читайте ,пожалуйста ,вслух и с выражением.
Ответьте на мои вопросы:
-Кто является главным героем и каким он был?
-С кем пришлось бороться Храброму Персею.
-Найдите в тексте описание Медузы Гаргоны и подчеркните слова,которые помогут её изобразить.
-Почему Персей решил сразиться с Медузой Гаргоной,несмотря ни на что?
-Как действовал Персей?
-Что мы ещё можем сказать о Персее,если он один нашёл способ борьбы с Медузой Гаргоной?
-Как ты считаешь ,можно поступок Персея назвать подвигом?Почему? -Какая опасность подстерегала Храброго Персея,когда он отрубил голову Медузе?
-Кто встретил Храброго Персея по дороге?
-Что произошло в городе,когда Персей вернулся,вы прочитаете сами на стр. 198,третий абзац сверху и до последнего абзаца на стр. 199.

14.04

Продолжение(второй урок) Древнегреческого мифа "Храбрый Персей"

Сегодня мы продолжим путешествие в Древнюю Грецию и узнаем о том, какие еще подвиги совершил храбрый Персей.

Прочитайте 2 часть мифа «Храбрый Персей».с.195-199 .

-Что случилось с главным героем после того, как он убил Горгону Медузу?

-Почему Афина Паллада сделала подарок Персею?
-Зачитайте слова Афины.
- Какие подвиги еще совершил герой? С кем пришлось бороться Храброму Персею?

-Найдите в тексте описание морского дракона и подчеркните слова, которые помогут изобразить его.

-Найдите в тексте глаголы, характеризующие морское чудовище? Подумайте, почему в употреблены именно эти слова?

-Как Персей победил дракона? Как ему «помогла» Медуза Горгона?

- Как встречали Персея люди, живущие с Андромедой в одном городе?

— Да здравствует великий герой, который спас нашу страну от погибели!»

Ребята, битвы с драконами и освобождение красавиц легли в основу бесчисленных средневековых баллад и сказаний.

Кстати, христианский святой Георгий Победоносец, пронзивший копьём змия, также совершил свой подвиг, спасая девицу от чудовища, поселившегося в озере.

-Как этот миф характеризует Персея? От каких чудовищ освобождает землю герой этого мифа?

-А что еще совершил Персей?

- Как люди увековечили память о Персее?

А теперь давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали миф о Персее. Восстановите последовательность событий в 2 части мифа.

1. Афина дарит Персею летающие сандалии.

2. Персей видит прикованную к скале Андромеду и освобождает ее.

3 Персей убивает дракона, показав тому голову Медузы.

4. Персей возвращается и приносит царю голову Медузы.

5. Царь требует показать голову и становится камнем.

6. Жители города хотят сделать царем Персея, но тот отказывается и улетает с женой улетают на родину Андромеды.

 Ребята, вы молодцы!  Мы познакомились с древнегреческим мифом о храбром Персее. Давайте задумаемся, похожи ли греческие мифы на сказания русского фольклора? На какие?

Что общего у этих жанров фольклора?

А чем различаются сказки и мифы?

 Вы согласны с моим высказыванием?
Сказка – это вымысел, а миф объясняет жизнь. В них действуют разные герои: в сказках это обычные люди, а в мифах – полубоги. В сказках нет богов, а есть волшебные помощники.

-А еще запомним, что у этих жанров изначально были разные задачи: миф объяснял древнему человеку происхождение окружающих его явлений, в мифы древние люди верили, а сказка развлекала, была вымыслом.

Сегодня все эти произведения кажутся нам увлекательным вымыслом. Мы называем их сказками. Но на этом уроке мы узнали, что в древности мифы очень сильно отличались от сказок.
Посмотрите на You Tube мультфильм" Храбрый Персей"

18.05

Самостоятельная комплексная работа

Вариант 1

1. Возьми в руки карандаш и начни читать текст. Заметь на часах 1 мин. поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Шишка.

Простая еловая шишка для обитателей леса всё равно что для нас с вами коробка с желанными конфетами. Каждый в лесу старается шишку сорвать и до семян добраться. Клесты от рвения даже носы свои набок сворачивают! У клестиных птенцов, пока их родители кормят, носы как носы, прямые, как у всех других птиц. А начнут сами чешуйки на шишках отгибать, так и покривеют у них носы, перекрестится надклювье с подклювьем, - не носы, а какие-то кривозубцы!

Дятел ради вкусных семян даже особый станок - зажим изобрёл: заклинивает в него шишку и долбит.

Белка берёт шишку в лапки и "распаковывает" зубами: скусывает чешуйку за чешуйкой, подхватывает языком семена. Попадётся шишка смоляная, так у неё даже губы слипаются! Но шишку всё равно не бросит, до семечка вышелушит.

Ну а те, кому с шишкой не справиться, не раскрыть "коробку с конфетами", - те ждут, когда шишки весной сами раскроются. А зрелая шишка достигает 15 сантиметров в длину и 3- 4 сантиметра в диаметре. Встопорщатся на шишках чешуйки, полетят из них семена-вертолётики, устилая первые проталины и последние сугробы. На радость чижам, юркам, зябликам и синицам. Налетайте на бесплатное угощение!

Все шишкиным семенам рады. А полетуха - летучая белка - и самой шишке рада! Целиком съедает её, пока она ещё свеженькая и молоденькая, не затвердевшая, похожая на зелёное яблочко. Незрелую шишку съедает, а вот созревшие семена не ест! Те самые семена-конфетки, из-за которых у белки рот от смолы слипается, а клесты становятся кривоносами, а дятлы - долбоносами. Конфетки не трогает, а коробку ... ест! Это всё равно что съесть картонный стаканчик, а мороженое выбросить. Просто невероятно! Такое только в лесу может быть.

2. Отметь√ свой ответ. Как ты думаешь, куда можно поместить этот текст?

 в сборник рассказов о природе

 в толковый словарь

 в энциклопедию о растениях

 в поэтическую тетрадь

3. Запиши, на сколько смысловых частей можно разделить этот текст.

Этот текст можно разделить на _______ смысловых частей.

Придумай заголовок к третьей части текста.

__________________________________________________________________

4. Продолжи предложение:

Еловая шишка для обитателей леса___________________________________

_________________________________________________________________

5. Выпиши из текста предложение о том, что происходит с шишкой весной. Проверь. Если ошибся, исправь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Задай и запиши конкретный вопрос так, чтобы на него можно было ответить предложением из текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Выпиши из первого абзаца слово, выделенное жирным шрифтом, поставь ударение, запиши, сколько в нем слогов, букв, звуков.

В слове ____________________ слогов ______________, букв ____________, звуков _______________.

8. Найди в тексте четвёртый абзац. Из первого предложения этого абзаца выпиши все имена существительные, определи род этих имён существительных.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Подбери к слову лес однокоренные слова. Выдели корень.

В другую часть таблицы запиши это слово в разных формах, выдели окончание.

Однокоренные слова

Формы слова

   
   
   

10. Из первого абзаца выпиши третье предложение. Подчеркни в нём грамматическую основу. Выбери и запиши словосочетание, состоящее из сказуемого и связанного с ним слова.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Запиши математическое выражение и найди его значение:

Из числа восемьдесят пять вычесть частное чисел сорок два и три.

 

12. Реши задачу. Булочка стоит 18 рублей. У тебя есть 4 монеты по 2 рубля и 3 монеты по 5 рублей. Хватит ли этих денег на две такие булочки?

                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         

Ответ: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

13. Выпиши двузначные числа в порядке убывания.

27, 18, 125, 64, 73, 57, 4, 63, 97, 81.

 

14. Найди в тексте информацию и запиши сколько сантиметров в диаметре достигает зрелая шишка.

Зрелые шишки достигают в диаметре ____________________________.

 

 

15.Выбери высказывание о зависимости между объектами неживой

природы. Обведи букву правильного ответа

А.Песок используют при изготовлении кирпичей.

Б. Соль растворяется в воде.

В.Клёст выкармливает птенцов «еловой кашей".

16. Укажи, какая деятельность человека может нанести вред природе. Обведи букву ответа, который ты считаешь правильным.

А.Строительство очистных сооружений на предприятиях.

Б. Озеленение городских улиц кустарниками, деревьями.

В.Уничтожение сорняков на дачных участках.

Г. Составление букетов из веток цветущего шиповника весной.

17. Закончи предложения (назови одним словом).

Белка, лиса, волк, кабан – это _____________________.

Дятел, синица, голубь, воробей – это _________________.

Липа, берёза, тополь, ясень – это ____________________________.

18.Запиши в таблицу как разные животные добираются до семян шишек:

Название

 

 

Скусывает чешуйку за чешуйкой, подхватывает языком семена.

 

От рвения даже носы свои набок сворачивают.

Подчеркни в тексте информацию о том, как ведут себя те, кто не могут сами справиться с шишкой.

Дополнительные задания

 

19.05

Ганс Христиан Андерсен "Гадкий утенок".

Учебник страница 200-214, выразительное чтение.Орленко Д.-работа на учи .ру

20.05

Ганс Христиан Андерсен "Гадкий утенок".Обобщение знаний по разделу "Зарубежная литература".

Учебник страница 200-214, выразительное чтение,отвечать на вопросы №1-2.

На странице 215 "Проверим себя".Орленко Д.-работа на учи .ру

 

 

Список книг на лето при переходе в 4 класс «Школа России»

Отечественная литература

  1. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»,«Сказка о попе и работнике его Балде»,

  2. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

  3. А. П. Чехов «Каштанка»

  4. А. П. Гайдар «Голубая чашка», «Военная тайна», «Честное слово»

  5. К. Паустовский «Тёплый хлеб»

  6. Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

  7. Б. И. Житков «Что я видел»

  8. В. Губарев «Королевство кривых зеркал»

  9. К. Паустовский «Чёрная курица или подземные жители»

  10. Кассиль Л.А. «Огнеопасный груз», «У классной доски»

  11. Верейская Е.Н. Три девочки; Белая шубка, Бабушкин колобок

  12. Д.В. Григорович «Гуттаперчивый мальчик»

  13. Лагин Л.И. Старик Хоттабыч;

  14. Д. Хармс «Во-первых и во-вторых»

  15. Н. Носов. «Приключения Толи Клюквина»

  16. Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова»

  17. М. Зощенко «Карусель»

  18. А. И. Куприн «Белый пудель»

  19. М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

  20. Софья Прокофьева «Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика»

 

Зарубежная литература

  1. Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»

  2. Р. Киплинг «Маугли»

  3. Сказки братьев Гримм (на выбор)

  4. С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»

  5. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

  6. Эно Рауд "Муфта, Полботинка и Моховая Борода"

  7. В. Гауф «Маленький Мук»

  8. Сетон-Томпсон Рассказы о животных (любые три)

  9. Джонатан Свифт "Гулливер в стране лилипутов"

  10. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

  11. Д.Дефо «Жизнь и увлекательные приключения Робинзона Крузо»

  12. М.Твен «Приключение Тома Сойера»

  13. А.Линдгрен «Приключения Кале Блюмквиста»

  14. Э. Распэ. Приключения Мюнхгаузена (некоторые).

Внеурочная деятельность 07.04 "Волшебный мир чтения" :"Книги о детях войны.Л Воронкова "Девочка из города"-чтение,обсуждение содержания, аудио-слушание отдельных глав; оформление книги и иллюстрации.14.04 "Волшебный мир чтения"Книга-сборник Л.Пантелеева "Новенькая" (Рассказ учит вниманию к людям, сопереживанию и умению поддержать своих друзей в трудный час).   21.04."Волшебный мир чтения" Кто они -  дети войны.Книга В.Железникова "Девушка в военном"презентация deti_geroi_velikoy_otechestvennoy_voyny.ppt 28.04 Волшебный мир чтения"-Детские газеты и журналы.История создания журнала "Мурзилка ";электронные периодические издания"детская газета",журнал "Антошка".Выпуск домашней газеты.Видео просмотр на youtube.com "по страницам детских журналов" и "детская периодика"- история создания.

12.05 Волшебный мир чтения"-Электронные периодические издания "Детская газета",журнал "Антошка".Создание домашней газеты "Книгочтей".

19.05 Волшебный мир чтения"-Книги,их типы и виды"-создание домашней картотеки.Просмотр нa bookmix.ru "5 способов создания каталога домашней библиотеки".