Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №15"

Адрес299014, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, пр. Героев Сталинграда, д. 31

Контакты администрации +7(8692)42-04-94 sevastschool15@yandex.ru

Литература

Уважаемые родители и любимые ученики 5-в класса. Приветствую Вас. Пришло время заниматься. Наша задача - успешно завершить учебный год. Итак, вперед к знаниям!  Расписание уроков прежнее. Урок 30 минут. Я даю задание, вы выполняете, обязательно укажите фамилию, выполненное домашнее задание присылаете мне на почту -  ludmilamesheriakova@yandex.ru

Уважаемые родители и ребята! Обратите внимание на изменения в расписании уроков с 27.04.

русского языка и литературы:

Понед.

Вторн.

Среда

Четв.

Пятн.

Русск. яз.

Русск. яз.

Русск. яз.

Русск. яз.

Литература

Литература

 

 

Литература

 

 

 

 

Коррекц. занят.

 

Работаем в прежнем формате. Успехов Вам! Помните, терпение и труд - все перетрут.

 

Урок 16

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Классное задание, которое нужно прислать учителю

18.05.

2020

А. Линдгрен и ее роман «Приключения Эмиля из Леннеберги»

1. Читаем статью учебника о А. Линдгрен, стр. 304-305.

2. Читаем «Приключения Эмиля из Леннеберги» (отрывок).

1. Вопрос 1, стр.309.

2. Проверьте технику чтения, читая текст, установите время – 1 минута, посчитайте сколько слов вы прочитали (считаем слова с 2-х букв).

Урок 15

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Классное задание, которое нужно прислать учителю

15.05.

2020

Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише».

1. Читаем статью учебника о Дж. Лондоне, стр. 290-291.

2. Читаем «Сказание о Кише»

Каким был Киш? Что он изобрел?

«Сказание о Кише», написанное в 1904 году, входит в цикл рассказов об индейцах. Героев этих рассказов Д. Лондон рисовал с глубокой симпатией – близкими к природе, трудолюбивыми, смелыми, великодушными. Таков Киш – главный герой сказания.

В «Сказании о Кише» отражены обычаи и нравы северного народа. Самыми уважаемыми людьми племени считались охотники, вождь распоряжался добычей. Охотились на дикого зверя мужчины, и только они имели право голоса на совете племени.

Урок 14

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Классное задание, которое нужно прислать учителю

14.05.

2020

Повесть Ж.А. Бекса «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение. Изображение древнего человека.

1. Статья о писателе, стр. 271-272.

2. Чтение глав из книги «Борьба за огонь»

Вопрос 4, стр.289

С точки зрения современной науки повесть «Борьба за огонь» не соответствует представлениям о той древней эпохе.

Писатель стремился на одном отрезке времени показать эволюцию человека. Отдалённость эпохи давала волю фантазии художника. Он наделял своих первобытных людей чувствами современного человека (только в более примитивном виде), что позволяло ему рисовать увлекательную картину далёкого прошлого.

В центре повести «Борьба за огонь» драматическая история: племя уламров осталось без огня. Добывать его они не умеют – могли только хранить его. Вражеское племя уничтожило огонь, и нужно во имя сохранения племени добыть его где угодно. Юноша Нао, самый сильный в этом племени, вызвался достать огонь. В награду ему обещали дочь вождя. У Нао есть соперник, который тоже обещает добыть огонь. Они идут в разные стороны. Для племени не имеет значения, кто из них принесёт огонь, важен сам по себе источник жизни и силы человека, защитник от диких зверей и страшного мира, который их окружает.

На своём пути Нао встречает племена, находящиеся на разной стадии развития.

 

Урок 13

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Классное задание, которое нужно прислать учителю

08.05.

2020

М. Твен. Автобиографические мотивы в произвед-ях М. Твена. Мир детства и мир взрослых в романе «Приключения Тома Сойера»

1. Чтение, стр. 238-240. О М. Твене.

2. Чтение отрывков «Приключения Тома Сойера»,

стр. 241-269, отвечаем на вопросы, даем характеристику Тому Сойеру (устно)

Ваше отношение к Тому Сойеру? Оъясните, почему? (письменно)

 

Материалы к уроку.

Марк Твен (Сэмюэл Клемена) 1835 - 1910

Жизнь людей на Земле и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого во всех уголках земного шара не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни и многие другие тяжелые испытания преследуют людей.

Как жить, решая эти проблемы, учит американский писатель Марк Твен, который жил почти 200 лет назад, но которого помнят и любят взрослые и дети всей планеты Земли и сейчас.

Марк Твен – это псевдоним писателя.

Когда Марк Твен был знаменитым уже писателем, любил вспоминать о том, как учеником лоцмана учился водить пароходы по реке Миссисипи. Миссисипи – могучая, своенравная река. Она течёт через всю Америку. В верховьях реки очень много отмелей и песчаных островов, а бакенов и маяков ещё не было. Лоцман устраивался на носу судна и замерял глубину реки. Потом кричал своему помощнику: «Марк Твен»! – что означало отмель, что до дна две сажени (около четырех метров) и, значит пароход может пройти. Твен плавал по реке до 1861 г. И с тех пор он любил, когда его называли Марк Твен.

В автобиографических заметках он писал: «Меня зовут Сэмюэл Клеменс, но я люблю, когда меня называют Марк Твен. Я родился в небольшом американском городке Ганнибал. Он стоит на перекрёстке двух больших дорог, одна дорога вела из свободных штатов Севера в рабовладельческие штаты Юга; другая через степи вела с обжитого Востока на неосвоенный Дальний запад. В нашем городке проживало около 3 тысяч человек. Я родился в небогатой семье. Мой отец был провинциальный судья. Когда мне было двенадцать лет, отец умер и я сам стал зарабатывать себе на жизнь, обед и башмаки. Я служил учеником наборщика в типографии. Меня за это кормили и одевали. Поэтому, после уроков я шел не домой, а в типографию. Часто вообще не ходил в школу, потому что целый день простаивал у печатного станка. Плохо мне и всей моей семье жилось. Мне помогло то, что я всюду в жизни умел находить смешное, никогда не вешал носа».

Эпиграфом жизни М. Твена стали его слова: «Без поиска, без упорства, не прожить жизнь достойно, по-настоящему ярко, содержательно, интересно».

И вы, ребята, запомните эти слова.

Читаем главы из романа (по учебнику).

Характеристика Тома Сойера.

а) По каким правилам живет Том?

б) Каким считают Тома жители города? (Озорником и лентяем.)

в) Отношение Тома к школе, урокам. (ему на уроке скучно, потому что там нужно усердно зубрить. Воскресная школа тоже не нравится Тому, там тоже зубрежка, Библия непонятна, в церкви неинтересно. Учитель мистер Добкинс – жалкий, невежественный пьяница, который только и знал, что наказывал учеников линейкой или розгами. Отношения учеников и учителей строились на страхе. А Том, живой и умный, не хотел так учиться.)

г) Отношение Тома к чтению книг. (Том читает очень много книг, любил яркую веселую жизнь, мечтал стать смелым, справедливым, как те герои, о которых он читал.)

д) Кого и почему Том выбирает себе в друзья? (Лучшим другом Том выбрал Гека Финна. Дома и в школе дружить с Геком запрещали, потому что Гек невоспитанный, «уличный мальчишка», его презирали, называли оборвышем. А для Тома Гек – друг до гробовой доски. Они вместе ищут приключений, разыскивают клады, придумывают игры, ведут вольную, полную опасностей жизнь.)

е) Когда Том и Гек проявили самое большое мужество? (Когда встретились с несправедливостью. Мальчики были свидетелями убийства индейцем Джо, но он разгуливал на свободе, а невиновный Поттер сидел в тюрьме и ждал виселицы. Тогда мальчики, преодолевая страх, спасли человека.)

ж) Как Том и Гек относились к богатству, деньгам? (Спокойно. Даже тогда, когда мальчики нашли клад и сделались богатыми, Том мечтает о свободной, героической жизни, о приключениях и подвигах. Оказалось, что деньги Тому и Геку совершенно не нужны, что в их мальчишечьей вольнице богатство ни к чему. «…Нет, Том, – говорит Гек, – не хочу быть богатым, не желаю жить в гнусных и душных домах! Я люблю этот лес, эту реку, эти бочки, – от них я никуда не уйду». И Том говорит: «Послушай-ка, Гек, никакое богатство не помешает мне уйти в разбойники».)

            Делаем выводы. Ваше отношение к Тому Сойеру? Объясните, почему? (письменно)

Урок 11

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Классное задание, которое нужно прислать учителю

       07.05.

2020

Х.К. Андерсен «Соловей». Противопоставление внешней красоты внутренней.

1. Чтение, стр. 223-225. Краткие сведения  Х.К. Андерсен.

2. Чтение сказки «Соловей»

стр. 225-236, анализируем, отвечаем на вопросы (устно)

-

Анализируем сказку «Соловей».

  1. Прочитайте описание дворца китайского императора. Как вы думаете, удобно, хорошо ли жить во дворце, сделанном из самого драгоценного фарфора, такого хрупкого, «что страшно было до него дотронуться»?

– Зачем к «чудеснейшим цветам» в саду императора были привязаны колокольчики?

(Чтобы который раз восхититься красотой цветов, звоном серебра, сиянием фарфора, словом, внешним великолепием, пышностью императорского дома)

– Почему император ничего не знал о соловье? Почему ничего не слышали о нём придворные?

  1. Прочитайте внимательно фрагмент, в котором автор рассказывает о том месте, где жил соловей.

- Почему он живёт «в дремучем лесу, который начинается за садом»?

- Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Опишите эти миры: что слышит и что видит каждый день соловей, а что – придворные и император?

  1. Почему для автора важно, чтобы император узнал о соловье именно из книги?

- Что смешного в сцене поисков придворными соловья? Не стало ли вам их немного жалко?

  1. С чем пытается сравнить пение соловья первый министр? Почему его сравнение нелепо?
  2. Почему соловей всё-таки согласился полететь во дворец императора, несмотря на то, что его песни «гораздо лучше слушать в зелёном лесу»?
  3. Как воспринял пение соловья император? Перечитайте эту сцену.

- Почему соловей отказался от награды – золотой туфли на шее? Найдите ответ в тексте сказки.

  1. Найдите в тексте ответ на вопрос: как пытались подражать соловью придворные? - В чём, по вашему мнению, нелепость славы соловья в городе?

- Расскажите о том, что произошло во время состязаний двух соловьёв. Куда девался настоящий соловей?

  1. В чём видит «придворный поставщик соловьёв» преимущества искусственного соловья? Зачем писатель так подробно его изображает, а портрет натурального соловья такой короткий?
  2. Прочитайте, что говорили бедные рыбаки об искусственном соловье. Чем особенно понравился искусственный соловей придворным?
  3. Перескажите эпизод «Болезнь императора».

- Почему во время болезни император остался в одиночестве? Почему императору было так страшно?

(Страшной оказалась не смерть, а жизнь, явленная в судный день свитком добрых и злых дел).

- Как соловью удалось спасти императора? О чём пел соловей? О чём он просит императора, что обещает ему?

(Кладбище в песне соловья вызывает не страх, а чувство смирения, оно исполнено красоты – особой, но не холодной, как императорский дворец. Спасение в том, что соловей пробудил «чувства добрые» и у смерти, и у императора, у которого были добрые дела, ведь он плакал, когда впервые слушал соловья)

  1. О чем же поёт соловей и будет петь всегда?
  2. Как бы вы ответили, о чём эта сказка?

(Учащиеся делают выводы, что мир соловья (природа) и мир императорского дворца – два совершенно разных мира. «Механизм» (творение человеческих рук) противопоставляется в сказке Андерсена природе, её живому голосу – голосу соловья. Голос природы никогда бы не достиг пределов дворца (другого мира), если бы не соловей и его песни.

Соловей пел и будет петь императору о той настоящей, живой жизни, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками и великолепные сады.

Соловей – образ певца природы в искусстве, только оно способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе самого человека; искусство делает человека лучше, чище, красивее.

Урок 9-10 (Дорогие ребята, что-то пошло не так и уроки (9-10) не сохранились на странице.  Впереди праздники , прошу Вас, прочитайте и выполните задание этих 2-х уроков. Спасибо за понимание, приятного чтения)

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Классное задание, которое нужно прислать учителю

27 - 30.04.

2020

Из зарубежной литературы. Путешествия и приключения в литературе.

Д. Дефо. «Жизнь Робинзона Крузо»

Чтение, стр. 204-205. Краткие сведения о Д. Дефо.

Чтение отрывка из книги «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»,

стр. 205-222

Перескажите(устно):

- Как попал и как жил Робинзон на острове?

- Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове?

Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове? (письменно)

 

Примерный план характеристики героя:

  1. Происхождение, возраст и социальное положение Робинзона Крузо.
  2. Предыстория героя (рассказ о жизни Робинзона до попадания на необитаемый остров). 3. Характеристика героя:

- портрет,

- мир вещей и предметов, характеризующий героя в период жизни на острове,

- действия и поступки героя,

- ситуации, раскрывающие его внутреннюю мир.

- ключевые черты характера героя: смелость, мужество, находчивость, смекалка, упорство, изобретательность, терпение, сообразительность, трудолюбие, овладение ремеслом, умение найти выход из трудного положения, жизненная стойкость, решительность, человеколюбие, жажда свободы и др.

  1. Авторское отношение к герою, способы его выражения.
  2. Читательские оценки образа Робинзона и их аргументация.

Урок 8

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Классное задание, которое нужно прислать учителю

22.04.,

24.04

2020

Вн. чт.

Поэзия и проза XX века о родной природе.

Чтение, стр. 188-

Поэзия:

В.Ф. Боков «Поклон»,

Н.М. Рубцов «В осеннем лесу»,

Р.Г. Гамзатов «Песня соловья».

Проза:

В.И. Белов «Весенняя ночь»,

В.Г. Распутин «Век живи – век люби».

Вопрос 4, стр.202

Отчет по выполнению работ с 06 по 18 апреля

Литература

Городецкий Р. – нет за 17(сочин.) апреля.

Ефимов И. – нет работ за 06, 08 апреля.

Иванов Д.,– нет работы за 06 апреля

Карпич Н. – нет ни одной работы.

Пивоваров В. – нет ни одной работы.

Прутской – все работы, молодец!

Федоренко В. – нет ни одной работы.

Родная литература

09.04.

Сдали: Городецкий Р., Иванов Д., Прутской В. – молодцы, спасибо.

Нет работ – Ефимов И., Карпич Н., Пивоваров В., Федоренко В.

16.04.

Сдали: Городецкий Р., Ефимов И., Иванов Д., Прутской В. – молодцы, спасибо.

Нет работ –Карпич Н., Пивоваров В., Федоренко В.

 

Дорогие ребята, все невыполненные работы необходимо сдать до 24.04. с пометкой «долг».

Если я у кого-то какую-то работу пропустила, отправьте с пометкой «повтор». Отправлять только те работы, которые указаны.

Урок 7

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Классное задание, которое нужно прислать учителю

20.04.

2020

Вн. чт. Человек и природа в рассказе

В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Продолжаем читать рассказ (см. задание по родной литературе) Берегите природу – народную душу, замечайте ее красоту!

Помните, что все живое имеет право на жизнь не меньше, чем человек!

-  Какие проблемы вы увидели в тексте? (Взаимоотношения человека и природы. Проблема ответственности за то, что происходит в природе).

-

Урок 6

 

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Домашнее задание

17.04.

2020

Развитие речи.

Как Васютка выжил в тайге

План:

1. Вступление: Кто такой Васютка?

2. Основная часть:

а) Зачем мальчик отправился в тайгу?

б) почему Васютка заблудился?

в) что помогло Васютке выжить в тайге?

3. Заключение:

а) Какие выводы сделал Васютка для себя?

Сочинение по плану.

Используй в сочинении.

  1. Зачем Васютка отправился в тайгу?

(Наколоть орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил).

  1. Что дала мама Васютке перед дорогой, и каковы ее напутственные слова?
  2. Почему Васютка спокойно шел по тайге?

(Он знал тайгу и следил за пометками на деревьях).

  1. Расскажите, как Васютка заблудился? (Васютка бросился за подбитым глухарем. Птица уходила небольшими перелетами. Они становились все короче. Глухарь слабел. А Васютка припустил сильнее).
  2. Что помогло Васютке выжить в тайге

(Знание народных примет, умение разводить костер, правил поведения в тайге, смекалка, умение рассуждать, наблюдать, внимательность, не терял самообладания, желание вернуться домой).

Урок 3,4,5

 

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Домашнее задание

10-15. 04.

2020

В.П. Астафьев.

«Васюткино озеро»

Читать статью о писателе, стр. 142-143.

Читать рассказ Васюткино озеро»

Устно перескажите:

- как Васютка оказался в лесу?

- как ведет себя Васютка в лесу?

- что помогло ему спастись?

Урок 2

 

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Домашнее задание

08.04.

2020

Е.И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»

Чтение статьи о писателе, стр.175-176.

Чтение рассказа «Как пате-фон петуха от смерти спас».

Кто герои рассказа?

Какая беда случилась с петухом?

Как же патефон спас петуха?

 

Чтение рассказа,

Ответьте на вопрос: «Что же на самом деле спасло петуха?»

Словарь.

Патефон – музыкальный инструмент. Название произошло от франц.  граммофонной фирмы Пате и phone - звук. Вид граммофона в форме ящика, со скрытым рупором.

Воинственный дух - готовность к действию

Гордость- чувство своего достоинства, сознание своего превосходства

Жалость -сострадание, соболезнование

Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Равнодушие - безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Сила духа - бодрость, моральная сила

Сострадание - участие в печали, сочувствие

Чуткость – способность  замечать, понимать происходящее

                                     

 

Урок 1

 

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Домашнее задание

06.04.

2020

Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе.

 

Веселый вымысел рассказа «Три охотника»

Чтение статьи о писателе, стр.134-135.

Чтение рассказа «Три охотника».

Чтение рассказа, вопр. 1-3, стр.141

 

В. Перов «Охотники на привале»