Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №15"

Адрес299014, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, пр. Героев Сталинграда, д. 31

Контакты администрации +7(8692)42-04-94 sevastschool15@yandex.ru

Родной язык

Уважаемые ученики и родители!

Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий останется прежним: четверг. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения. Прошу присылать ответы на вопросы и задания  на мой адрес электронной почты lyashenko.zoya@mail.ru   Чтобы решение не потерялось, указывайте в теме письма ФАМИЛИЮ ученика. 

С уважением, Ляшенко Зоя Александровна.

Дата

 

09.04.

Тема урока

Разговорная речь. Просьба, извинение.

 

 

Жанры разговорной речи характеризуют взаимодействие между людьми. К ним относятся:

·         Беседа. Популярный жанр, представляет собой общение для общения. Это обмен впечатлениями, эмоциями, точками зрения. Беседе свойственна спокойная манера, это приятное времяпрепровождение.

·         Рассказ. Монолог, посвящённый какому-то событию. Подробно освещаются все стороны произошедшего события, выражается оценка.

·         Спор. Здесь каждый из собеседников защищает собственный взгляд. В разговорной речи, спору свойственна неофициальность отношений между спорщиками и непринуждённость общения.

·         Письмо. Текст письма преследует определённую цель: сообщение о событиях, передача чувств, установление или сохранение контакта, призыв к чему-либо. Предполагается обязательное употребление формулы этикета – приветствие и прощание, дальнейшее содержание текста свободное. Это один из письменных жанров разговорной речи, неофициальное эпистолярное взаимодействие. Темы подобных текстов меняются произвольно, используются неполные предложения, экспрессивные выражения.

·         Записка. Отличительная черта жанра – краткость. Это маленький обиходный текст, цель которого – сообщение о том, что нужно сделать, предупреждение, приглашение, жесты вежливости. Пример текста: «Скоро буду, не забудь купить молоко». Иногда текст записки преподносится в виде намёка на что-то.

·         Дневник. Жанр отличается от остальных тем, что получатель и автор является одним и тем же человеком. Текст дневника представляет собой анализ произошедших событий или собственных ощущений, творчество, способствующее совершенствованию слова и самой личности.

Образец извинения

-Мама, извини меня, пожалуйста, за то, что я нагрубила вчера тебе. Постараюсь быть сдержанной. Я тебя люблю.

Образец просьбы:

Наташа, пожалуйста, помоги мне решить задачу по математике.

 

Домашнее задание

  Составить два предложения:

Просьбу и извинение,

 употребить вежливые слова

 

 

 

16.04.20г. Тема урока: Деловой стиль. Объявление.

Материал урока

Мы знаем, что в зависимости от того, кому, зачем, в какой обстановке и с какой целью мы высказываем устно / письменно/ свои мысли, мы употребляем разные стили речи.

СТИЛИ РЕЧИ

разговорный

к н и ж н ы е

разговорный

научный

художественный

публицистический

официально-деловой

В быту

В науке и технике

В художественной

литературе

В общественной жизни

В официально-служебных отношениях

Разговор на бытовую тему, письмо к близким людям

Научная лекция, доклад, статья, учебник

Стихотворения, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказка, басня

Речь, выступление, газетные статьи

Законы, договоры, документы, постановления, объявления

Эмоциональная окраска

Научно-популярная лексика, термины

Худ-ные образы, эмоционально-оценочная

Краткая, лаконичная, общественно-политическая

Клише, шаблоны, бланк

На прошлом уроке мы рассмотрели разговорную речь. На этом уроке речь пойдёт об официально-деловом стиле.

Задания:

1) Посмотрите презентацию к уроку. (Смотри ниже)

2) Выпишите в тетрадь особенности делового стиля речи (слайд 2)

3) Письменно выполните задание (слайд 17)

 

 

 

 

     

23.04.20 г.

Тема урока: Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке

 -Здравствуйте, ребята!

На прошлых уроках мы рассмотрели  особенности разговорного и официально-делового стиля речи. Сегодня речь пойдёт о научном стиле, а конкретно о его научно-учебной разновидности.

 В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей.

1) Научный. Адресатом этого стиля выступает учёный. Целью стиля является раскрытие и описание новых фактов, открытий. Применим для диссертаций, монографий и т. д.

2) Научно-учебный. Работы в этом стиле адресованы будущим специалистам и учащимся для того, чтобы описать факты, которые необходимы для понимания материала. Главным критерием является описание индукции, строгая классификация, активное использование специальных терминов. Применим для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

3) Научно-популярный. Аудитория при данном стиле не имеет специальных знаний в данной области. Научно-популярный текст пишется «научно, популярно", т.е. при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его характерной чертой выступает упрощенный характер изложения.

Целью этого стиля становится знакомство с явлениями и фактами, которые описываются. Признак данного стиля: относительная лёгкость чтения. Стиль применим для научно-популярных журналов и книг, сообщений «научного характера» в СМИ.

4) Научно-технический. Адресатами выступают специалисты технического профиля. Целью является применение вклада фундаментальной науки в практике.

Задания:

  1. Просмотреть презентацию к уроку.
  2. Письменно в тетрадях ответить на вопросы:

-Что такое план? 

-Какие виды плана бывают?

https://cloud.mail.ru/public/3gNH/4sNQHyfhU

Желаю всем добра и здоровья!