Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №15"

Адрес299014, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, пр. Героев Сталинграда, д. 31

Контакты администрации +7(8692)42-04-94 sevastschool15@yandex.ru

Родной язык

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий останется прежним (среда). В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения. Прошу присылать ответы на вопросы и задания в удобное для вас время на мой адрес электронной почты potanova79@mail.ru  . Чтобы решение не потерялось, указывайте в теме письма Фамилию,Имя и класс ученика. C уважением , Оксана Ивановна.

 

дата Тема урока Материал для обучения
07.04.2020 вторник

Текст и его строение. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения.

Смотрим презентацию, (она пасположена ниже),вспоминаем типы речи, конспектируем, в тетради выполняем задания слайдов 11-14. в тетради выполняем задания .

14.04

Язык и речь. Виды речевой деятельности .Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диал

посмотреть видео,законспектировать 

https://youtu.be/cRqaqH7jvV8

 

21.04 Научный стиль речи. 

Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
     Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. XVIII века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX века.


Повторение основных признаков текста научного стиля


(1)Метафора не нуждается в доказательстве ее семантической производности. (2)Как бы ни были разнообразны взгляды ученых на сущность этого явления, данное свойство никем не отрицается. (3)Однако неоднозначно решается вопрос о статусе самой семантической единицы и способах ее описания. (4)Эти два момента оказываются тесно связанными между собой, поскольку признание в качестве носителя метафоры той или иной единицы влияет на характер объяснительной модели. (5)В какой-то мере выбор угла зрения на метафору определяется самой неоднородностью материала, которая обусловлена различной степенью образности. (6)Так, в зависимости от яркости образа выделяются  языковые (генетические), общепоэтические и индивидуально-авторские метафоры. 
(Т. Симашко)

К  какому стилю речи относится текст?
к публицистическому
к научному
к художественному
к официально-деловому
Каков тип речи текста?
описание с элементами рассуждения
рассуждение
повествование
описание
С помощью каких языковых средств связаны 1 и 2 предложения?
указательное местоимение
лексический повтор
контекстный синоним
указательное местоимение и контекстный синоним
Какое слово должно быть на месте пропуска в 6 предложении текста?
несмотря на это
так
и еще
впрочем
Какая из перечисленных особенностей не является специфической для данного текста?
логичность 
точность
отвлеченность и обобщенность
субъективность


Основные признаки научного стиля и их выражение в языке

Работа с учебником, составление таблицы

Логичность
повтор существительного в сочетании с указательным местоимением
наречия, указывающие на последовательность мысли
вводные слова
союзы

Точность
прямое значение слов
термины
повтор ключевого слова

Отвлеченность и обобщенность
абстрактные понятия
слова с отвлеченным значением
мн.ч. от абстрактных и вещественных существительных
употребление слов среднего рода
глаголы в отвлеченно-обобщенном значении
будущее время глаголов = настоящему
глаголы несовершенного вида
преобладание местоимений 3 лица
частое употребление кратких прилагательных

Объективность
восклицательные предложения почти не используются
не используются местоимения Я и глаголы 1 лица ед.ч.
часто используются односоставные неопределенно-личные, безличные, определенно-личные предложения

 

Проверка домашнего задания

Какие синтаксические особенности научного стиля можно отметить в этом тексте?

Где может быть опубликован этот текст?

Разновидности (подстили) научного стиля

Проанализируйте тексты, определите, что их объединяет эти тексты и в чем их различие.
Выявляя особенности текстов, придерживайтесь следующего плана:
кому адресован текст?
какова цель создания текста?
Каковы его особенности?
К какому жанру относится данный текст?

Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает лексические средства языка, давая оценку использования слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях. 
Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, служащих средством наиболее точной передачи информации. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2007.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. 
Термин «функциональный стиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в  каждом конкретном случае.
Считается, что существуют две ступени владения языком: первая – это знание грамматики, определенного количества слов, умение построить предложение, высказывание, общаться на языке с другими его носителями; вторая ступень владения языком подразумевает умение дифференцировать речь с точки зрения стиля, строить текст, подбирая языковые средства с учетом цели высказывания, ситуации, собеседника, формы общения (устной, письменной). Овладение первой ступенью родного языка происходит естественно, иностранного  - после изучения грамматики, запоминания определенного количества слов (по разным оценкам, от 2 до 5 тысяч) и приобретения навыков и умений построения текстов из этих слов.
Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для 9 – 11 классов общеобразовательных школ. – Ростов н/Д: МарТ, 2001.

(1)Основная функция научного стиля – информировать читателей о новом научном результате, полученном автором работы. (2)Однако текст  при этом обычно строится не как голая передача информации, а как приглашение читателя к совместному рассуждению. (3)Поэтому в научных текстах часто встречаются формы 1-го лица множественного числа: рассмотрим, перейдем, обратим внимание. 
(4)Часто говорят об отстраненности или даже сухости научного изложения. (5)Это ощущение возникает из-за того, что в научных текстах почти не бывает эмоционально окрашенных выражений, в них отсутствуют намеки, нет (или почти нет) восклицательных предложений, прямой речи, диалогов.
(6)Яркая черта научного стиля – большое количество специальных терминов. (7)Это также связано с его информативностью: значение научного термина всегда определено более строго и узко, чем значение обычного слова, что обеспечивает точность понимания. (8)Например, разговорному слову простуда в медицинской терминологии соответствует целый букет названий: острое респираторное заболевание, катар верхних дыхательных путей, аденовирусная инфекция и т.п. 
Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М: Аванта, 204.


Собственно научный
Учебно-научный
Научно-популярный

Кому адресован
Ученый, специалист
Учащиеся
Все интересующиеся

Цель
Описание новых фактов
Обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом
Ознакомление с интересными фактами

Особенности
Большое количество специальных терминов, не имеющих пояснения. Сложные предложения
описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов, их пояснение
Употребление специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами.

Жанр 
Научная статья
Учебник
Детские энциклопедии

 

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:
Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д. 
Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д. 
Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю). 


Письменно ответить на вопросы. Написать текст научного стиля (4 – 5 предложений) 

 

     
     
     
     
     

Текст и его строение. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения.