Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №15"

Адрес299014, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, пр. Героев Сталинграда, д. 31

Контакты администрации +7(8692)42-04-94 sevastschool15@yandex.ru

Родной язык

Уважаемые родители! Расписание уроков остаётся прежним( понедельник).В эти дни я буду публиковать информацию для изучения учебного материала ,а также задания для самостоятельного выполнения обучающимися. Выполненное домашнее задание (фотография страницы тетради, рисунка, поделки, видео и/или аудио файлы) прошу присылать на мой адрес электронной почты: potanova79@mail.ru или на Вайбер. В теме письма указывайте фамилию и имя обучающегося.

С уважением,Оксана Ивановна.

Дата

 

06.04.

Тема урока

Монолог и диалог в нехудожественной словесности

Материал для изучения

законспектировать статью(расположена ниже) , записать свои примеры диалога и монолога на тему о любимом городе

 

13.04

Язык и речь. Виды речевой деятельности .Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диал

посмотреть видео,законспектировать 

https://youtu.be/cRqaqH7jvV8

 

20.04

Итоговый урок за год. Проверочная работа. 

Контрольная работа по родному (русскому) языку 

1. Найди словосочетания с диалектизмами:
а) глиняная махотка
б) берестяная грамота
в) яркий костер

2. Слова, вышедшие из активного употребления называются
а) архаизмы.
б) историзмы
в) устаревшие.
г) диалектизмы.
3. Укажи, в каком (-их) предложении (-ях)  есть архаизм(ы):
а) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.
б) Снег валится на поля, вся белешенька земля.
в) Готовь сани летом, а телегу зимой.
г) Шуми, шуми, послушное ветрило….

4. Укажи, в каком предложении используется историзм:
а) Русские толковые словари имеют многовековую историю.
б) На юноше надет праздничный кафтан.
в) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
г) Ночью луна осветила холодным светом наше большое село.

5. Какое значение устаревшего слова определено неверно?
а) Очи – глаза     б) Перст – палец       в) Выя – шея      г) Десница – рот  д) Глаголет – говорит        е) Щёки – ланиты

6. Из четырёх приведённых ниже словосочетаний – выбери одно лишнее.
а) Не видеть дальше собственного носа.
б) Зарубить на носу.
в) Береги нос в большой мороз.
г) Задирать нос.

7. Найдите предложение, где фразеологизм употреблён неправильно
Меня вывели на чистую воду, уличили, пристыдили.
Родители позволяли ему делать всё, что он хочет, словом, держали его в ежовых рукавицах.
Целый день она кружилась как белка в колесе.
Не стоит переживать: ведь дело выеденного яйца не стоит.

8.  Укажите предложение с заимствованным словом:
а) Ямщик, не гони лошадей.
б) Как доехал казак до станицы, напоил он коня из криницы.
в) Трактор в поле, что танк в бою.
г) Самые важные места в объявлении выделены маркером.
д) Зябнет осинка, дрожит на ветру.

9. Укажите ряд иноязычных слов:
Самовар, балалайка, спутник.
Зарево, право, давность.
Наука, слово, учитель.
Шахта, история, подарок.
Библиография, акваланг, декорация.

10. Прочитайте отрывки из стихотворений В.В. Маяковского. Выберите те отрывки, в которых есть авторские неологизмы. Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) На польский − выпяливают глаза
в тугой
полицейской слоновости −
откуда, мол, и что это за
географические новости?

 

 

2) И не повернув
головы кочан
и чувств
никаких
не изведав,
берут,
не моргнув,
паспорта датчан
и разных
прочих шведов.

3) Берет −
как бомбу,
берет −
как ежа,
как бритву обоюдоострую,
берет,
как гремучую
в 20 жал
змею двухметроворостую.


4) С каким наслажденьем
жандармской кастой
я был бы
исхлестан и распят
за то,
что в руках у меня
молоткастый,
серпастый
советский паспорт.

11. В каком слове неправильно выделена буква, на которую падает ударение? 
а) залитА          б) зАмкнутый     в) исклЮченный     г) кАшлянуть   д)слИвовый

12. В каком слове правильно выделена буква, на которую падает ударение? 
а) начАт         б) начатА    в) начатО    г) начАты   д)начАтый

13. В одном из приведённых ниже предложений    НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.   Запишите   подобранное слово.
а)  Он полный НЕВЕЖА: книги за жизнь не прочёл.
б) Письмо Шумахера не дошло по назначению: АДРЕСАТ заболел цингой и умер.
в) ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый проступок.
г) Юра поднимал модель как можно выше над головой, стараясь миновать ОПАСНЫЙ поворот.

14. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить слово ЭФФЕКТИВНЫЙ? 
а) С прогнозом погоды зрителей познакомила эффектная девушка.
б) С заключительным аккордом балерина застыла в  эффектной позе.
в) Для эффектной работы цеха необходимо отладить все механизмы.
г) Эффектные комбинезоны были представлены на выставке рабочей одежды.

15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.
В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.
Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений.
Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляет думать.

16. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Вопреки желанию больного его положили в больницу.
Нужно обязательно оплатить проезд в метро.
Урок-лекция впервые проведен в нашем классе.
Платье-халат постирано и убран в шкаф.

17. Функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке:
а) официально-деловой стиль         б) разговорный стиль        в) художественный стиль

18. Один из жанров устного разговорного стиля:
а) песня          б) разговор         в) стих

Укажите, признаки какого стиля речи предложены:  используется в газетах, в передачах радио и телевидения;  сообщает информацию, имеющую общественно – политическое значение; воздействует на массы –
а) научный     б) художественный     в) публицистический     г) разговорный     д) деловой.

20. Укажите, какая перед вами речь: 1. Разговорная, 2. Книжная 
а) Роса – вид атмосферных осадков; капли воды, осаждающиеся при положительной температуре вечером, ночью и рано утром горизонтальной поверхности растения, почвы, охлаждённых вследствие вечернего и ночного излучения
б) Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот – бац! – неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.

21. Укажите фактический заголовок.
а) Центральный банк России начал экономить деньги.
б) Президентские выборы изменили аппетит инвесторов.
в) Семь раз отмерь – один раз отрежь.
г) Чувство протеста освободили из социальных сетей.

22. Рекламный слоган – это…
а) сочетание стихотворной формы рекламного обращения и музыкального
сопровождения;
б) краткая фраза, несколько раз повторяющаяся в ходе рекламного сообщения;
в) краткая, броская, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения, вызывающая интерес и позволяющая идентифицировать товар или фирму.

23. Определите жанры художественного стиля речи: 
Письмо, беседа, записка.
Диссертация, конспект, доклад.
Очерк, фельетон, репортаж.
Резолюция, заявление, докладная записка.
Поэма, притча, рассказ.

24. Прочитай текст. Определи стиль речи и приведи два доказательства.
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монолог и диалог

05.04.2020