Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №15"

Адрес299014, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, пр. Героев Сталинграда, д. 31

Контакты администрации +7(8692)42-04-94 sevastschool15@yandex.ru

Биология

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий останется прежним: вторник и четверг. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения. Прошу присылать ответы на вопросы и задания  на мой адрес электронной почты  natysia006@mail.ru .    Чтобы решение не потерялось, указывайте в теме письма ФАМИЛИЮ ученика. Если удобнее, то присылайте ответы и возникшие вопросы  на ватсап +7 978 552 73 88

С уважением, Бычкова Наталья Павловна.

Дата

Тема урока

 

Материал для изучения

 

Домашнее задание

 

7.04.20

Структура экосистем. Поток энергии и пищевые связи в экосистеме.

§45-46 Читаем, смотрим видео-уроки.

коротко о цепях

https://youtu.be/PnOiu0djf_I

https://youtu.be/2JiwZwFclCs

конспект к уроку(читать при необходимости)

https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/pishhevaya-tsepochka-v-prirode-shemy-zvenya-i-primery-tsepej.html

 

На основе §45-46

Решаем экологические задачи 1-5 письменно в тетради. (Присылаем задачи с решением, а не только ответы) можно присылать по 9.04.

 Пример: На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

Экологические пирамиды, это один из способов изображения пищевых цепей. Так как продуцентов всегда больше, следовательно, первый уровень представляет более широкое основание, на последующих уровнях будет находиться все меньше и меньше организмов и поэтому изображение приобретает вид пирамиды. Зная это, можно легко решить задачу.

Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

300кг – 10%,

Х – 100%.

Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию

3000кг – 10%

Х – 100%

Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)

Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию

30 000кг.- 10%

Х =100%

Х = 300 000кг

Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона

Есть одна маленькая хитрость, которая может помочь упростить весь процесс, особенно тем, кто не очень дружен с математикой. Если внимательно присмотреться к решению, то можно заметить, что в числе, обозначающем каждый новый результат, добавляется один нуль. То есть оно умножается на 10. Если вам будет необходимо выполнить обратное действие (высчитать какую массу будет иметь дельфин, если в море обитает 300 000кг планктона), то необходимо каждый раз при переходе на следующий уровень убирать ноль.

09.04

Искусственные экосистемы.

§47, читаем. Смотрим видео – уроки

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17462721989398191957&from=tabbar&parent-reqid=1586381714265558-745115130904051309900241-production-app-host-vla-web-yp-57&text=%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%2B%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B%2B%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 

https://yandex.ru/video/preview?filmId=13092880861856658275&text=%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC&path=wizard&parent-reqid=1586403022656211-617994126417714660500332-prestable-app-host-sas-web-yp-138&redircnt=1586403608.1

§47, читаем

Ответить письменно в тетради на вопрос № 2 после параграфа 47.

 

Ответы присылать по 12.04.

14.04.

Особенности агроэкосистем.

для изучения этой темы, я рекомендую вам  повторить §47, еще раз просмотреть видео-урок https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17462721989398191957&text=%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%BE%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%209%D0%BA%D0%BB%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F&path=wizard&parent-reqid=1586843306950773-1517391286916908790200356-production-app-host-vla-web-yp-247&redircnt=1586844318.1

 А потом перейти по ссылке на презентацию:

Презентация к уроку " агроценоз.Агроэкосистема" в 9 классе.

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/04/05/prezentatsiya-agrotsenoz-agroekosistema

внимательно прочтите материал презентации,рассмотрите примеры агроэкосистем, выпишите в тетрадь определение и примеры агроэкосистем.

Рассмотрите сравнительные таблицы, постарайтесь самостоятельно устно заполнять пустые таблицы, а потом проверяйте себя по заполненным.

 

повторить §47

на последнем слайде презентации находится таблица, заполните ее.

(Сравнение луга и поля)

работу можно присылать по 16-17.04.

16.04.

Биосфера. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере.

для изучения этой темя,я рекомендую вам посмотреть видео:

https://www.youtube.com/watch?v=jA7HY-lz09s&feature=youtu.be

прослушайте внимательно лекцию и сделайте конспект, в который должны войти следующие понятия:

    1. Биосфера, определение. кто впервые ввел это понятие.
    2. Учение В.И. Вернадского о биосфере(кратко).
    3. границы биосферы
    4. состав биосферы (живое вещество,биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество) составьте схему и приведите примеры.
    5. функции биосферы(живого вещества) только перечислить.
    6. так же просмотрите и прослушайте для закрепления и пояснения следующее видео:
https://yandex.ru/video/preview?filmId=16137453484310697249&p=1&text=%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0.%2B%D0%92.%2B%D0%98.%2B%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%2B%E2%80%94%2B%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%2B%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%2B%D0%BE%2B%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5.%2B9%2B%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%2B%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F  

https://yandex.ru/video/preview?filmId=2252154859713256720&text=%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1587015159202544-1479667202841522300703610-vla1-2011-V&redircnt=1587014845.1&tld=ru&page=search&related_orig_text=%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0&no_cnt=1&related_src=serp&related=%7B%22porno%22%3Anull%2C%22vfp%22%3A1%2C%22orig_text%22%3A%22%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%22%2C%22url%22%3A%22http%3A%5C%2F%5C%2Fwww.youtube.com%5C%2Fwatch%3Fv%3DTV6XL6XD_XI%22%2C%22src%22%3A%22serp%22%2C%22rvb%22%3A%22CrYCCIvlehAAGAAgDigKMAw4DEAHSAlQClgPYAhoNHAAeLK9mYgFgAFLiAHR9uvHDMoBCpGNdu9-DFKa3ZDSARQ75RJoAUwhS8R0sgSoICJHvZIm0toBD1l0HRMfMXBEoOB4bDew9-ABHOgBGvABKI0CzquJPpACvvWR-QGYAgCqAhQCwwi0ho4lQDTChuosI7ePP1G2GrICFALDCLSGjiVANMKG6iwjt48_UbYawAIA6AK3tdOTzObVgnryAjyj8cXqm7lRNP1MUmE0FgN03tUhY-IhxxnSVQxhw-cfxzmVhzLm_jQIfwhrAzLiStiSN371g_06R8S_g_X6AhSEzGF24j9t6Vu5raQDaKHJHFFYEIIDHu8AO6HutC4JbXZp78YVDWX8oFdKN491D3Qvorl9q4gDAJADABJaChA0MzIwMjgwNzQzNzc5ODc3ChA0MzIwMjgxNTYxMDE0NzMyChA0MzIwMjgwMzMwMjc5Nzk5ChA0MzIwMjc5NzI1OTA5MDMwChAyMDI5MTk4ODQ1NDI3NTcyGlMKEDQzMjAyNzk3MjU5MDkwMzAKCjExMzY4Nzk1ODMKCjQyNDk3NTE2MTcKCjQxMTgzNTA2MTQKCTM2NjIzMDEwNgoKMzM3MTg5MTUzNxD_ARj_AVoTMzY1Mjg3OTA5MTg4Njc4NDI5Nw%2C%2C%22%7D&related_url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DTV6XL6XD_XI&relatedVideo=yes&related_vfp=1&numdoc=20&p=2https://yandex.ru/video/preview?filmId=2252154859713256720&text=%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1587015159202544-1479667202841522300703610-vla1-2011-V&redircnt=1587014845.1&tld=ru&page=search&related_orig_text=%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0&no_cnt=1&related_src=serp&related=%7B%22porno%22%3Anull%2C%22vfp%22%3A1%2C%22orig_text%22%3A%22%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%22%2C%22url%22%3A%22http%3A%5C%2F%5C%2Fwww.youtube.com%5C%2Fwatch%3Fv%3DTV6XL6XD_XI%22%2C%22src%22%3A%22serp%22%2C%22rvb%22%3A%22CrYCCIvlehAAGAAgDigKMAw4DEAHSAlQClgPYAhoNHAAeLK9mYgFgAFLiAHR9uvHDMoBCpGNdu9-DFKa3ZDSARQ75RJoAUwhS8R0sgSoICJHvZIm0toBD1l0HRMfMXBEoOB4bDew9-ABHOgBGvABKI0CzquJPpACvvWR-QGYAgCqAhQCwwi0ho4lQDTChuosI7ePP1G2GrICFALDCLSGjiVANMKG6iwjt48_UbYawAIA6AK3tdOTzObVgnryAjyj8cXqm7lRNP1MUmE0FgN03tUhY-IhxxnSVQxhw-cfxzmVhzLm_jQIfwhrAzLiStiSN371g_06R8S_g_X6AhSEzGF24j9t6Vu5raQDaKHJHFFYEIIDHu8AO6HutC4JbXZp78YVDWX8oFdKN491D3Qvorl9q4gDAJADABJaChA0MzIwMjgwNzQzNzc5ODc3ChA0MzIwMjgxNTYxMDE0NzMyChA0MzIwMjgwMzMwMjc5Nzk5ChA0MzIwMjc5NzI1OTA5MDMwChAyMDI5MTk4ODQ1NDI3NTcyGlMKEDQzMjAyNzk3MjU5MDkwMzAKCjExMzY4Nzk1ODMKCjQyNDk3NTE2MTcKCjQxMTgzNTA2MTQKCTM2NjIzMDEwNgoKMzM3MTg5MTUzNxD_ARj_AVoTMzY1Mjg3OTA5MTg4Njc4NDI5Nw%2C%2C%22%7D&related_url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DTV6XL6XD_XI&relatedVideo=yes&related_vfp=1&numdoc=20&p=2

конспект по теме. присылать по 19.04

21.04

Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека.

Для начала работы прочтите вопросы перед параграфом 49 "Экологические проблемы современности". Так же вспомните из материала предыдущего урока, какой вклад в изучение биосферы внес В.И. Вернадский.

Прочтите параграф 49, устно составив план ответа по параграфу.

Выберете смысловую часть параграфа, на тему которой вы бы хотели найти дополнительный материал.

Подготовьте мини-проект по любой из частей параграфа. Краткий план и сообщение по проекту выполните в рукописном или печатном виде(Word)

Просмотрите видео, в котором описаны основные экологические проблемы нашей планеты и их влияние на человека.

https://youtu.be/-FRHixI7hik

Воспользуйтесь так же источниками информации из параграфа 50 тема №2.

Можно осветить любую тему:

  1. Обзор экологических проблем Земли.
  2. Обзор экологических проблем России
  3. Какая-то одна конкретная экологическая проблема Земли или России или Крыма или Севастополя.
  4. Влияние экологических проблем на организм человека.
  5. Пути решения экологических проблем.

В плане укажите:

1.Выбор темы проекта.

2.Определение цели проекта.

3.Постановка задачи.

4.Высказать одну или несколько гипотез.

и сообщение собственно по теме (раскройте тему кратко , не более 2 печатных страниц)

 

присылать по 24.04. включительно.

23.04.

Обобщение по теме «Взаимосвязи организмов и окружающей среды». Завершение работы над мини-проектом. -----

продолжение заданий

07.04.2020

3.Сколько трофических уровней будет иметь экологическая система , если известно, что биомасса продуцентов составляет 100т (переведите в кг) на гектар?(зная, что каждый последующий уровень имеет в 10 раз меньшую массу, и на последнем должно остаться 10) Нарисуйте пирамиду и укажите массу консументов на каждом из них.

4. На каком трофическом уровне и почему будут находиться блохи, паразитирующие на волках? Составьте пищевую цепь и укажите место нахождения и трофический уровень блох.

5. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев и подпишите над организмами, кем они являются.

задачи для домашнего задания

07.04.2020

 «Решение экологических задач» 

Пример оформления цепей:

Продуцент               консумент 1 порядка  конс. 2 пор.     Конс. 3 пор.  

Сосна обыкновенная =>  Тли               =>    Божьи коровки => Пауки => 

        конс 4 порядка                 конс. 5 порядка

  Насекомоядные птицы => Хищные птицы. (только в одну линию, здесь место не позволяет)

Задачи:

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.

2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел. Масса степного орла 2-2,4 кг.