Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №15"

Адрес299014, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, пр. Героев Сталинграда, д. 31

Контакты администрации +7(8692)42-04-94 sevastschool15@yandex.ru

Обществознание

22 апреля 2020 г.                            Новая тема: "Социальные права".

Задачи урока: "Определять роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни. Понятие «социальное государство», каковы основные направления социальной политики нашего государства, что предусматривает право на охрану здоровья".

УВАЖАЕМЫЕ УЧАЩИЕСЯ, ИЗ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА ВЫПИШИТЕ В СВОИ ТЕТРАДИ ГЛАВНОЕ. ЭТО Д\З.

АДРЕС ТОТ ЖЕ: maslova2971@mail.ru WhatsApp + 7978-554-91-65.   ПРИСЫЛАЕМ ДО 29 АПРЕЛЯ 2020 г.

Приглашаю вас к просмотру учебного фильма https://www.youtube.com/watch?v=dF9k3Sf8bO4

называется                   Правовое государство 🎓 ОГЭ обществознание 9 класс

Пример из жизни, подтверждающий Социально-направленную политику государства РФ                          https://www.youtube.com/watch?v=gZZcKVksawU

Информация взята с Официального канала Совета Федерации Федерального Собрания                                                                                                                          Онлайн-брифинг на тему: «Меры обеспечения социальной защиты граждан в период коронавируса» 234 просмотра Прямой эфир: 20 апр. 2020 г

     Основной целью создания государства является формирование определенной системы управления обществом, в котором будут удовлетворяться потребности граждан. Обеспечение экономических и социальных условий жизни населения также имеет определяющую роль в государственной деятельности. Для того, что бы граждане чувствовали себя уверенно в экономическом плане, власти ведут постоянную работу над повышением показателей внутренней экономики страны.

Государство организует определенную последовательность действий по налаживанию внешних и внутренних экономических отношений. Это формирует устойчивость благосостояния граждан.

Также для этой цели создаются всевозможные государственные организации, которые контролируют экономические процессы и охраняют права участников этих процессов.

Социальное благополучие обеспечивается при помощи ведения контроля соблюдения законов, принятых в государстве.

Большую роль в этом должны играть правоохранительные органы, так как на них возложена максимальная ответственность за социальную безопасность граждан. Также государство организует дополнительные программы по улучшению социальных показателей. Целью таких программ является внедрение благоприятных условий для жизни и развития общества.                                                                                                                                                                                                                Россия – социальное государство
     Согласно Конституции РФ (ст.7) Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе справедливости в целях обеспечения каждому достойного существования.
     Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный государства прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государство обязано в этой связи предусматривать право человека на труд. Такое право закреплено в ст.37 Конституции, дополняемое право граждан на защиту от безработицы.
     Основные задачи социально-экономического развития общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации.                                                                                                                   К ним относятся: 1) охрана труда и здоровья людей;                                                                                                                               2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;                                                                 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий;                                   4) пособий и иных гарантий социальной защиты.

Российская Федерация – светское государство
     Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догмы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства, и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Именно эти принципы закреплены в ст.14 Конституции Российской Федерации.

     Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.

     В Конституции РФ (ст.1) установлена республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характерным признаком которой является наследование статуса главы государства.
Различают два основных вида республики – президентскую и парламентскую. Главной отличительной особенностью президентской республики является сосредоточение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Президент избирается непосредственно населением, а не парламентом. Правительство формируется президентом и ему подчиняется.
В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенство парламента, перед которым правительство несёт коллективную ответственность за свою политическую деятельность, т.е. за руководство страной. В парламентской республики, в отличии от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.
В Российской Федерации (как и в некоторых других странах, например, во Франции) существующая форма правления сочетает черты парламентской и президентской республики. Так, в России президент избирается всеобщим голосованием (и в этом её отличие от парламентской республики). Президент располагает собственными властными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства. Однако в России наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство. Президент вправе распустить парламент (Государственную Думу), но и Дума может выразить правительству вотум недоверия и отправить его в отставку. Все эти признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

                                              Российская Федерация как светское государство
     Основу экономической системы российского государства составляет социально ориентированная рыночная экономика. В соответствии со ст.8 Конституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частное, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Экономическая роль демократического социального государства в условиях рыночной экономики сводится в основном к осуществлению трех функций:

  1. законодательного определения правил, по которым осуществляется экономическая деятельность;
  2. поощрения, защиты и охраны социально и экономически целесообразных форм этой деятельности посредством экономических и административных методов регулирования;
  3. обеспечение равноправия участников экономического оборота.

     Цель социальной политики государства по Конституции России – обеспечение достойной жизни и свободного развития человека (ч.1 ст.7).
     Статья 7 Конституции провозглашает, что «в Российской федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Право человека на достойную жизнь и свободное развитие в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах означает на достаточное питание, одежду и жилище как для человека, так и для его семьи, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.         Свободное развитие человека требует непрерывного улучшения жизни – право на повышение образовательного уровня, получение более высокого вознаграждения за труд в соответствии с его результатами, на улучшение состояния окружающей среды.
    Согласно ст.14 Конституции Российской Федерации является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
     Конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства означает, что государство:
  • не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитании детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетам права ребенка на свободу совести свободу вероисповедания;
  • не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
  • не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону;
  • обеспечивает светский  характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждений.

                       Уважаемые учащиеся, в ходе предыдущего урока от 15 апреля 2020 г.мы научились определять особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений, познакомились с признаками, характеризующими преступление.

НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ  В Д/З ЗАКОНСПЕКТИРОВАТЬ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КОНСПЕКТ НИЖЕ!

15 апреля 2020 г. Уважаемые учащиеся, начинаем изучение новой темы

Тема: "Уголовно-правовые отношения"

Она включает в себя изучение таких вопросов, как уголовный закон, преступление и наказание. Уголовное право – это особая отрасль, регулирующая отношения, возникающие по поводу опасного для общества явления – преступления.

Для просмотра учебного фильма, переходим по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=QN9gvuyx3o4

Название видеоурока

Уголовно-правовые отношения 🎓 ОГЭ обществознание 9 класс.

Останавливаем курсор на определении и записываем в тетради.

     Можете прочесть краткий конспект

     Уголовное право – это отрасль права, которая связана с преступлением, самой опасной для общества формой правонарушения. Оно выполняет ряд важных задач и имеет свои отличительные черты. Рассмотрим кратко вопросы, связанные с уголовным правом.

     Уголовно-правовые отношения

     Понятие уголовно-правовых отношений

В уголовно-правовой науке существует следующее понятие уголовно-правовых отношений.

Уголовно-правовые отношения – это отношения:

  • вытекающие из самого факта совершения преступного деяния и регулируемые положениями уголовного права,
  • возникающие между лицом, совершившим преступление и государством,
  • направляемые на осуществление прав и обязанностей субъектов из-за применения уголовного законодательства к конкретному случаю совершения преступного деяния.

     Фактом, который порождает возникновение уголовно-правового отношения является совершение уголовно наказуемого деяния. Следовательно, именно тогда и возникают уголовно-правовое правоотношение, однако они не всегда могут быть реализованы (т. е наполнены фактическим содержанием).

     Состав уголовно-правовых отношений

Традиционно выделяют следующие элементы состава правоотношений:

  • Субъект.
  • Содержание.
  • Объект.

Субъектом правоотношения выступают его участники, которые имеют определенные права и обязанности.

К таким субъектам следует относить:

  • организации,
  • государство,
  • физических лиц,
  • социальные общности (такие как население, нация).

     Содержанием правоотношений являются субъективные права и обязанности. Данный элемент позволяет представить цель правоотношения и его характер. Может быть выделено юридическое и фактическое содержание.

     Юридическое характеризуется возможностью совершать определенные действия правомочными на то лицами или же обязательная необходимость выполнить определенные действия, и обязательное соблюдение запретов, которые установлены положениями закона.

     Фактическое содержание включает в себя реальные действия, которые направлены на осуществление своих законных прав и выполнение обязанностей.

     Объект правоотношения является тем, на что направляется деятельность субъектов, либо же благо, ради охраны которого направляются права и обязанности субъекта. В качестве объекта может выступать интерес субъекта.

В правовой доктрине выделены две теории объекта правоотношений: плюралистическая и монистическая:

  1. Монистическая теория гласит, что единственный объект правоотношений - это поведение человека, ведь только оно может обладать способностью отреагировать на воздействие посредством применения норм закона.

      2.   Плюралистическая теория определяет, что объектом правоотношений являются социальные блага, которые являются ценными для  субъектов правоотношений. Можно сказать, что к ним относятся блага, которые существуют в природе либо же созданы трудом человека.

     Виды уголовно-правовых отношений

К таковым можно отнести:

  • регулятивные,
  • охранительные.

Регулятивные правоотношения обеспечивают возмещение либо же восстановление прав потерпевших, которые были нарушены. Они неразрывно связаны с предоставлением физическим лицам права причинить преступнику вреда или угрозу его причинения (имеется в виду пресечение противоправных деяний или самооборона).

Охранительные правоотношения направляются на защиту административных, трудовых, семейных, уголовных, конституционных и иных общественных отношений. Данный вид возникает между определенными органами и лицами, которые допустили совершение преступление, и таким образом нарушили отношения, которые охраняются законом.

     Возникшее из-за совершения преступного деяния уголовно-правовое отношение прекратится при освобождении от ответственности по различным основаниям (при истечении срока давности, при освобождении от наказания, при изменении законодательства, при снятии судимости).

  Участники правовых отношений

Участники (субъекты) правоотношения – это социальные и правовые единицы, между которыми формируются отношения. Следовательно, они наделены определенными обязанностями и правами.

       Субъекты правоотношений определены нормами разных отраслей права. Так, в трудовом праве субъектами выступают граждане и юридические лица, в административном праве – физические лица, органы государственной власти, в международном праве различные государства.

Можно выделить следующих участников правоотношений:

  1. Юридические и физические лица. У юридического лица не имеется обособленного правового статуса. Всегда полностью правосубъектны. Могут быть коммерческими и не коммерческими. В гражданском обороте выступают под своим именем. Физические лица - это всегда люди (граждане и лица, не имеющие гражданства), которых можно охарактеризовать дееспособностью либо правоспособностью.
  2. Государство (это условное название). Правовыми статусами будут обладать ветви государственной власти, такие как:
    • правительство,
    • президент,
    • судебная власть,
    • законодательная власть,
    • муниципальные образования.

Муниципальные и государственные органы выступают частью аппарата, который управляет государством и обществом

     Государственный орган – созданное в законном порядке структурное подразделение аппарата государства, которое наделяется определенной компетенцией.

     Компетенцию государственных органов определяет предмет его ведения. Предмет ведение в административном праве России называется юрисдикцией. Вне юрисдикции государственные органы имеют статус юридического лица. Одно и то же лицо, которое представляет интересы разных своих правовых статусов может являться субъектами различных правоотношений.

     Обязательно обладать правоспособностью, для того чтобы участвовать в правовых отношениях. В гражданских правоотношениях правосубъектностью наделяет государство, и тем самым оно признает лицо участников правоотношения. Дееспособностью лица наделяются для того чтобы иметь возможность осуществлять и приобретать права, иметь обязанности и выполнять их. Понятие правосубъектность объединило в себе понятия дееспособности и правоспособности. То есть правосубъектность выступает способностью лица выступать участником правоотношений.

Участники правоотношений наделены субъективными правами и юридическим обязанностями.

     Юридическая обязанность – определенная форма поведения, которая возлагается на участника правоотношения и предусмотрена нормами права.

Субъективное право – возможность участнику вести себя в соответствии с нормами права.

Право и обязанности неразрывно связаны между собой. Если возникает субъективное право, то неизбежно появление юридической обязанности у участника правоотношений.

Таким образом, участники правоотношений являются социально-правовой единицей, которая наделяется определенными правами и обязанностями.

Понятие субъекта правоотношения

     Понятие и структура правоотношения

В науке дается следующее определение понятию правоотношения.

Правоотношение – возникающее по поводу объекта взаимодействие между участниками, которому сопутствуют обязанности и права.

Как известно любое правоотношение является сложным правовым явлением. Можно выделить три его составляющие. Это:

  • Субъект правоотношения (т. е. участник),
  • Объект правоотношения (то, по поводу чего возникают отношения),
  • Содержание правоотношения (субъективные права и обязанности)

Д/З Конспект краткий делаем до 22 апреля

     Кто не успел изучить предыдущую тему от 8.04.2020

Административные правоотношения.

 

АУДИОКНИГА

РАЗДЕЛ                               Административные правоотношения. https://www.youtube.com/watch?v=XJWgLMlvxAU&list=PLMDDEQIJvxGS7jQnlmccLuz_Y99TBGjis&index=18

ВИДЕОУРОК https://www.youtube.com/watch?v=00sel08--H0

ПОЖАЛУЙСТА ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ И СМОТРЕТЬ.

ИЗ ВИДЕОЛЕКЦИИ

ОСТАНАВЛИВАТЬ ПРОСМОТР, КОГДА ПОЯВЛЯЕТСЯ ТЕКСТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕПИСЫВАТЬ В СВОЮ ТЕТРАДЬ.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДО 14 АПРЕЛЯ.

У КОГО ЕСТЬ УЧЕБНИК, МОЖНО ПЕРЕПИСЫВАТЬ ПОНЯТИЯ ОТТУДА.